О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ХОРОШО СТОИМ?

   Каждое утро тысячи и тысячи машин пробираются к центру города, одни — по Курортному проспекту, другие — по Виноградной или Донской. Попав в заветное городское «яблочко», они начинают метаться в поисках места для стоянки. И мало кому везет сразу. Кто-то из водителей делает по две-три петли вокруг центральных улиц, а кто-то, чертыхнувшись, становится прямо под знак «Остановка запрещена», рискуя напороться на эвакуатор или штрафные санкции со стороны ГАИ.

   Мне в этот раз повезло больше, чем этим отчаянным автовладельцам. За рулем не я, а государственный инспектор отдела технического надзора ГИБДД Сочи майор Павел Страхов, и, значит, ни то ни другое нам не грозит. Впрочем, и задача у нас не припарковаться, а посмотреть, как это делают сочинские водители.
   — Надо строить стоянки, парковки. Это однозначно! Офис строишь — сделай хотя бы для своих сотрудников стоянку. Магазин открыл — позаботься о 5-10 стояночных местах. В некоторых городах добросовестные предприниматели, чтобы не загромождать городские улицы, пускают бесплатные автобусы для покупателей супермаркетов. Но у нас позволительно решать проблему проще, — то ли поясняет ситуацию, то ли выплескивает наболевшее «мой» водитель. В этот момент аккурат поворачиваем на Советскую.
   — Вот смотрите!
   Один из банков «отхватил» от проезжей части солидную полосу, выставив металлические ограждения. А ну-ка каждый офис, а потом и житель, начнет таким же методом обеспечивать себя любимого персональной стоянкой! Куда поедем?
   Пока едем в сторону автовокзала. Магазины, офисные здания. Сам автовокзал занимает немного места, и для обслуживания пассажиров его хватает, а вот для всего остального транспорта требуется стояночных мест побольше.
   Дальше, на ул. Горького, — картина похожая. Даже под знаком «Стоянка запрещена» у входа в УВД Центрального района жмутся друг к другу припаркованные с утра машины.
   Перед железнодорожным мостом, на подъезде к Ареде, находим еще одну «стоянку». Не менее 20 легковых автомобилей обосновались здесь, похоже, надолго. А между тем, стоять здесь по правилам категорически запрещено. Это так называемый «островок безопасности», на что указывает совершенно четкая разметка. Такие «островки» есть и в других местах. Например, перед гостиницей «Москва», на развилке ул. Горького и Платановой аллеи. Однако наши водители воспринимают их именно как законные стоянки.
   Но вернемся к маршруту. У моста через р. Сочи на ул. Чайковского появился Казачий рынок. Он «съел» пусть небольшую, но удобную стоянку. Это вместо того, чтобы прирастить что-то для удобства своих же покупателей.
   Дальше — центральная городская поликлиника. Парковаться негде. Из трех полос две — справа и слева — полностью забиты автомобилями. В «щелку» потихоньку медленно протискиваются машины.
   — К лету, мне кажется, — говорит инспектор, — движение здесь вообще станет.
   А между тем рядом совсем еще недавно была автомобильная стоянка. Место и теперь есть, оно пока не застроено, но, похоже, недолго ждать. Оно уже огорожено.
   «Крутить» по городу становится скучно. Это сплошная «стоянка запрещена», забитая автомобилями. Долго ищем место, где можно «приткнуться» и сделать какие-то выводы. И хотя на нашей машине все опознавательные знаки ГИБДД, сделать это непросто. Не съезжать же на тротуар, как делают это некоторые водители.
   Но вот находим небольшой кусочек тихой улицы Роз, останавливаемся.
   — Что же можно сделать для разгрузки городских улиц? Может, штрафы собирать активнее, а на вырученные деньги строить стоянки? — предлагаю я.
   Инспектор, вижу, не испытывает оптимизма от этого предложения.
   — Сегодня мы не получаем и 40 процентов от выписанных штрафов. Просто не платят. Получают протокол — и до свидания! Через службу судебных приставов и то не всегда удается довести процедуру до логического конца. А уж до суда дойти — целая проблема. И это понятно: слишком невелика исковая сумма — 50, ну, 150 рублей.
   — Кстати, у нас в Сочи сколько машин? — спрашиваю П. Страхова.
   — Не как в Париже, конечно. 128 тысяч зарегистрировано, да несколько десятков тысяч иногородних. Цифры эти ежегодно растут примерно на десять тысяч.
   Мы вспомнили с инспектором, как водится, и эпоху строительства социализма. Да, тогда одной из популярных идей в нашей стране было предложение пересадить всех частных автомобилистов на общественный транспорт. Под эту идею, видимо, и были заточены все архитектурные проекты городского строительства по всей России. Хотя санитарные нормы любого цивилизованного города при строительстве жилого дома предусматривают наличие во дворе 700 мест под автостоянки на 1 тыс. жильцов, об их соблюдении россиянам, в том числе и сочинцам, остается только мечтать. Большинству приходится в прямом смысле этого слова добывать место для своей машины где-то в другой части города или отвоевывать его у двора или детской площадки. А теперь вот и вообще остановиться негде стало.
   — А что если перед въездом в центральную часть города «перехватывающие» стоянки организовать, чтобы владельцы автотранспорта, оставляя машины, пересаживались на автобусы? — вслух рассуждаю я и тут же сам себя «торможу». Автобусы-то откуда возьмутся? Но инспектор не замечает моей заминки и сам продолжает:
   — В Брюсселе, рассказывают, бесплатных парковочных мест мало, а в центре и на торговых улицах их вообще нет. В спальных районах жителям дают наклейки, разрешающие парковаться на улице. Где-то можно встать «на время» — от четверти часа до четырех часов. На этот случай у всех европейцев в машинах есть синие картонные «часы», на которых водитель уходя отмечает время начала парковки. Простоял лишнюю минуту — штраф. Многие крупные фирмы за свой счет строят для своих сотрудников подземные паркинги. Вот бы нам тоже.
   Мы вместе смеемся, понимая, насколько все это сложно при нашем менталитете.
   Впрочем, в Федеральной целевой программе развития курорта, да и в олимпийских программах тоже, предусмотрены значительные средства на развитие транспортной инфраструктуры. На строительство автостоянок и парковок, включая проектно-сметные изыскания, например, предусмотрено почти 683 миллиона рублей. На ремонт внутригородских дорог — миллиард, чуть больше — на строительство дорог к достопримечательностям. Но это — будет. А пока… Я лично взываю к своим собратьям по баранке. Мы, конечно, сможем выдержать весь прессинг со стороны ГАИ и службы эвакуаторов. Но все же давайте уже сейчас сами стараться не ставить машины там, где должна проехать «скорая помощь» или пожарная машина, где обозначен пешеходный переход или должен проехать кто-то еще. Это не только наша водительская культура. Это необходимость. От этого тоже будет зависеть, сможем ли мы сами завтра вообще проехать по нашим сочинским улицам.

Виктор ГОЛУБЕВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT