О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

БАРСЕЛОНА, ЛЮЦЕРН… СОЧИ

   На площади перед Зимним театром до сих пор не разобраны павильоны, установленные к инвестиционному форуму. И это, как минимум, неудобно: полностью схема движения по центру Сочи так и не восстановлена — это вносит свою лепту в создание легендарных сочинских пробок, а заодно портит одну из самых красивых площадей нашего города. Но павильоны ни дня не пустуют. Инвестиционный форум плавно перетек в автосалон и выставку строительной техники, сегодня там же — самая гламурная из всех сочинских выставок-ярмарок «Модный базар». Да и следующая выставка расположилась бы здесь — будь такая возможность. Участники других выставок приехали бы в Сочи и в декабре, и в феврале — было бы куда. Запросы бизнеса давно переросли скромные предложения сочинских выставочных площадей. Но других у нас по-прежнему нет, а их возможное строительство становится предметом каких угодно кривотолков и спекуляций.

   Недавно в Центральном районе Сочи открылась новая «Родина». А ведь и она тоже начиналась с патетики: историческое, мол, это здание, культурный центр и чуть ли не очаг цивилизации… Не прошло и двух лет после ожесточенных споров — сдавать ли «Родину» инвестору? И вот, на этой территории появился действительно культурный центр — с кинозалом, помещениями для культмассовых мероприятий. Все современное, как говорится, с иголочки. Памятник Гагарину перенесли в маленький сквер напротив. Управление культуры администрации Сочи вступило в свои права: по инвестиционному договору определенная часть нового центра — муниципальная. И сегодня вряд ли кто-то скажет: а зря мы снесли «Родину» — пусть бы еще постояла, не рушилась ведь. Генподрядчик — турецкая фирма «Дженк» — к моменту открытия «Родины» завершил строительство и многоэтажки, вплотную к ней прилегающей. Красивая высотка — изящная и в то же время некичливо лаконичная — с окружающей жилищной действительностью, как минимум, диссонирует: на ее фоне «комсомолки» выглядят не самым презентабельным образом.
   И трудно оспорить очевидное: «потеря» старой «Родины» — явление со знаком «плюс» — в выигрыше и жители района, и жильцы нового дома, и городская казна.
   По аналогичной схеме сегодня идут события вокруг концертного зала «Фестивальный», с той лишь разницей, что инвестору — «ТПС» не очень повезло со временем выхода на сочинское инвестиционное поле — выборы совсем близко. Казалось бы, бизнес — отдельно, политика — отдельно, но перед выборами редко кто откажется от соблазна «смело выступить против». Против чего — неважно, лишь бы выступить. Что, собственно, и наблюдается….
   Что предлагает Сочи «ТПС» — известно: инвестиционный договор и предпроектная документация не секретны (кроме чисто коммерческой части) и подлежат обсуждению.
   Самая заметная, а потому и вызывающая максимум толков часть проекта, мол, жилье во второй санитарной зоне строить нельзя — высотные здания. На деле же, о строительстве жилья речь и не идет. Строятся не квартиры, а отель. Причем, судя по вложениям инвестора и предпроектным разработкам, никак не ниже «четырех звезд». Сегодня в Сочи такие номера не бывают свободны: дефицит настолько велик. А нехватка номеров определенного класса — часть сочинского замкнутого круга «сезонности». Нет «статусных» номеров — нет «богатых» клиентов — нет дополнительной прибыли у санаториев — нет развития Сочи как курорта. И санатории владельцам зимой легче закрыть на «профилактику», а потом поднять цены в несколько раз: летом город становится недоступен для среднего класса, а зимой здесь, будем откровенны — некуда пойти.
   Инвестор признает: срок окупаемости такого проекта — от 15 лет, а выставочно-концертный зал, как показывает мировая практика, не окупается вообще, и никто и никогда не рискнет вкладывать средства в строительство «голого» концертного зала.
   Чтобы было понятно, почему сам город Сочи не может позволить себе роскошь строительства нового конгресс-холла за собственные, городские деньги бюджета, сравним две очень показательные цифры: стоимость проекта «Фестивального», предложенного «ТПС», и собственно бюджет города Сочи.
   О сумме инвестиционного контракта инвестор сам предпочитает не говорить. Но на недавней пресс-конференции в Краснодаре вице-губернатор А. Ремезков сообщил, что «инвестиционная компания «ТПС» в 2008 году планирует начать строительство в Сочи конгресс-холла стоимостью 500 миллионов евро», и, скорее всего, эта сумма примерно соответствует стоимости проекта. По данным А. Ремезкова, основным направлением деятельности «ТПС» является инвестиционная деятельность. Общий объем инвестиций на сегодняшний день составил более полутора миллиардов долларов. Годовой бюджет города Сочи чуть перешагивает 6 миллиардов рублей. Причем, наш бюджет — второй по объему (после Краснодара) во всем крае.
   Предполагается, что новый комплекс от «ТПС» будет действительно мультифункциональным. Основа, сердце центра — концертный зал на 3200 мест. Кроме того, на 20 тысячах квадратных метров расположатся выставочные площади, еще на 30 тысячах — торговые площади, гостиничный комплекс и парковка на 1200 автомобилей.
   Чтобы воплощать такие идеи, необходим огромный опыт, и только сегодня строительные фирмы с мировым именем уровня «ТПС», которым такие задачи действительно по плечу, заходят на наш рынок. Так как в грязь лицом им ударить вовсе не хочется — Сочи под слишком пристальным вниманием мировой общественности, то все нормы и параметры качества будут соблюдены наверняка. Им действительно по силам претворение такого проекта в жизнь. Дело в том, что именно «ТПС» может привлечь необходимый объем инвестиций, профессионалов-разработчиков, участвовавших в реализации таких масштабных проектов, как возведение символа современной Барселоны «Palau de Congressos», культурного конгресс-центра в швейцарском Люцерне, международного конгресс-центра в британском Бирмингеме, осуществить экспертизу проекта, грамотно проработать концепцию возрождающегося «Фестивального» с учетом мнения сочинских экспертов. Потом будет тендер на строительство, победит в котором лишь та строительная компания, которая докажет свой высокий профессионализм и будет иметь безупречную репутацию. Ну а в законности такого инвестиционного контракта сомневаться трудно: слишком уж многое инвестор ставит на карту, чтобы рисковать получить судебное решение о незаконности хоть какой-то части проекта.
   Строительство приносит в город новое муниципальное имущество — долю в новом концертном зале, и — уже на стадии строительства — весомую сумму налогов в городской бюджет. Но для большинства сочинцев, возможно, и не это станет самой важной частью нового «Фестивального». Ведь в новом комплексе, даже по предварительным подсчетам, будут работать более трех тысяч сочинцев с расчетной заработной платой — около 20 тысяч рублей в месяц. Будем надеяться, что город все же будет развиваться. Не только как олимпийская столица, но и как круглогодичный курорт, в котором праздник нон-стоп не только летом, а зимой горожане не уходят в тоскливые отпуска «без содержания». Будем надеяться, что в город придут еще инвесторы и судьба инвестиционного проекта «Фестивального» их не распугает, что появятся новые гостиницы для отдыхающих и новые высокооплачиваемые рабочие места для сочинцев. И наверняка, лет через 25 новый «Фестивальный» станет такой же визитной карточкой, предметом любви и гордости, как и нынешний.

Лариса ЗУЕВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT