О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ОКТАНОВЫЙ ПРИВАРОК

   В Краснодар, если дел там на час — другой, удобнее всего съездить на машине. На поезде за день не управишься, расписание составлено так, что придется там переночевать. И вот у меня несколько недель назад возникла как раз такая ситуация, что надо было быстро вернуться. Задумано — сделано. Прикинул, сколько бензина надо, чтобы без остановок и проблем преодолеть расстояние, выходит примерно 40 литров в одну сторону. При тогдашней стоимости 92-го в 20 рублей 10 копеек это должно было обойтись моему кошельку в 808 рублей. Многовато, конечно, по сравнению с электричкой, но раз надо, значит — надо!

   Заправиться в Сочи — без проблем. АЗС нет, пожалуй, только в самом центре города, да они здесь и не нужны. В остальных местах эти «огнедышащие» предприятия «тулятся» где только можно втиснуть емкость. Это может быть и у железнодорожного перрона, и на опасном участке оживленной автотрассы. Сейчас, например, готовится к пуску АЗС на ул. 20-й Горно-стрелковой дивизии, в самом скопище магазинов и магазинчиков. Ну, да ладно — это уже другая проблема, не имеющая прямого отношения к моему путешествию.
   Итак, заливаю полный бак почти на выезде из города на АЗС № 49, что на ул. Донской. Можно было залить бензин и позже, и раньше — везде стоимость одна и та же и очередей нет. Кстати, почему цена всюду одинакова, не задумывались? И там, где полный сервис и надо только протянуть купюру, не выходя из машины, там, где приходится подолгу выяснять отношения с кассиршей, спрятанной за темными стеклами, а потом долго щелкать «пистолетом», чтобы он наконец заработал.
   То, что в Лоо мой бензин отпускался по «двадцатке» за литр, меня нисколько не насторожило. Подумаешь, 10 копеек! Но вот ближе к Туапсе он упал на полновесный целковый! В следующей АЗС — даже на полтора! И это понятно — в Туапсе нефтеперерабатывающий завод, бензин здесь попадает в баки прямо «с пылу с жару», минуя длинные перегоны в автоцистернах. Подумал, что зря заправил полный бак, можно было бы подлить канистру «дешевенького» и в Туапсе.
   И вот осталась позади Джубга. Расстояние до Краснодара от Туапсе стало увеличиваться. Если провести циркулем по крупномасштабной карте, то оно почти такое же, как до Сочи. Но бензин — все дешевле. Чем ближе к краевой столице, тем меньше цифры против «АИ-92», да и других марок тоже. И вот что удивительно: с одной стороны трассы литр стоит 18 руб. 80 коп., с другой — ровно 18. Какой разброс! Мои опасения, что чем дальше от Туапсе, тем автомобильное топливо будет дороже, развеялись, как утренний туман. Когда я вырулил на прямую к Краснодару и проехал несколько АЗС, которые здесь через каждую сотню метров, я стал удивляться еще больше.
   — А что это у вас на заправках разные цены? — любопытствую на одной из заправок.
   — А у вас? — поднял бровь заправщик.
   — У нас, в Сочи, как и яблоки на рынке, топливо продается везде по одной и той же цене.
   — Значит, и подается оно из одного крана, — хмыкнул мой собеседник. Увы, он не был прав. Я-то знаю, что хозяева бензиновых колонок у нас в Сочи самые разные. От тех же «Роснефти» и «Лукойла» и до мало кому что-то говорящих ООО типа «Ремтехтранссервис», «Лаба» или даже «Анастасия». Но какие они дружные и одинаковые, когда дело касается цен!
   Так вот, на краснодарской трассе я видел даже заправки, где разница за литр бензина, по сравнению с ценой сочинского, достигала трех с полтиной! На таком бензине мое путешествие обошлось бы мне не в 1616 рублей, а в 1336. Согласитесь, уже существенно. Но я не соглашусь. Если бы дело было только во мне, то и говорить не о чем. В следующий раз я в Краснодар полечу — и все дела. Тут вопрос надо ставить иначе: не почем бензин, а почем огурчики на центральном рынке Сочи? Бензин «тянет» за собой абсолютно все цены — и на продукты, и на стройматериалы, увы, и на коммунальные услуги тоже. Непонятно только, почему лакированный турецкий помидор в Краснодаре стоит дешевле, чем в Сочи, откуда его туда везут?
   Когда я вернулся в Сочи, на ценниках автозаправок дружно красовалась новая цифра: теперь 92-й бензин стоил 20 руб.60 коп. Еще через несколько дней он подскочил до 20 руб. 90 коп. Эта цифра держится по сей день, но очень уж она хлипкая. Водители психологически уже настроены на 21 рубль или даже чуть больше. Хотя вряд ли именно этот ориентир держат владельцы бензоколонок. На Камчатке они хватанули за 35, и срочно пришлось тамошнему губернатору вмешиваться в такую «рыночную» экономику, чтобы отрегулировать цены. Ничто не помешает и нашим бензиновым королям провести аналогичную операцию, подвернись удобная ситуация. А она возможна. С этого года начинается олимпийское строительство, а значит, во много раз увеличится количество техники, которую надо будет обеспечить горючим. Растет автобусный парк, больше становится личных и «гостевых» автомобилей.
   Специалисты потребительского рынка и те, кто работают на АЗС, проблему ценового перекоса на нашем бензиновом рынке объясняют просто: доставка бензовозами обходится дороговато, вот и приходится мириться с опережающими ценами.
   Но тогда почему на север от Туапсе это же обстоятельство работает в обратную сторону, то есть на понижение цены? И, наконец, кто мешает перегонять горючее железнодорожными цистернами, что, несомненно, экономичней. Мне резонно на это заметили: «А где его хранить? У нас же нет бензохранилищ. Ни одной нефтебазы!». С этим не поспоришь, их действительно нет. И вот что мне кажется: не будет их никто строить. Такое положение вполне устраивает тех, кто реализует бензин. От пары рублей октанового приварка с каждого проданного в Сочи литра горючего у них остается достаточно средств, чтобы с лихвой покрыть все транспортные расходы. А раз так — чего же голову ломать по поводу какого-то строительства? Вот если бы антимонопольный комитет установил им единую предельную цену, хотя бы в рамках региона, тогда они вынуждены были бы подумать обо всем этом. И, уверяю, никому не пришло бы в голову отказаться от «октанового» бизнеса. Пожалуй, мы уже недалеко отстаем в нем, я имею в виду цены на бензин, от самых западных стран. А от добра добра не ищут, так ведь?
   А пока любой сочинский автомобилист каждый десятый литр горючего покупает в качестве приварка к доходам бензобизнесменов.
   Несправедливо это…

Иван БЕЛЫЙ, автолюбитель

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT