О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

«БОЧАРКА»: ОТ ХРУЩЕВА ДО МЕДВЕДЕВА

   У каждой солидной страны есть свой прикипевший к ней символ. Это как в известной телевизионной игре, когда ведущий называет слово, а играющий по ассоциативной связи произносит первые пришедшие ему на ум определения к нему. Скажите любому человеку «США», он тут же вспомнит: «Белый дом»; Франция — конечно, Елисейский дворец; ну, а Россия — правильно, Кремль. И ясно, почему так происходит, — именно в этих местах принимаются важнейшие государственные решения. Однако же президенты иногда отступают от этого правила и проводят государственные мероприятия в своих резиденциях. И тогда звучат названия поскромнее — например, Кэмп-Дэвид или даже Техасское ранчо, римский дворец «Квиринал» или Бочаров Ручей — у нас.

   Особенно часто это сочинское название тихого местечка у моря стало звучать в связи с именем второго президента России — Владимира Путина. Хотя, надо сказать прямо, не он первый облюбовал его под личный отдых и государственные дела. Смешно сказать, но в устье ручья раскопана стоянка аж первобытного человека! Возможно, уже и тогда там принимали решения, могущие повлиять на жизнь некоторых племен. До середины XIX века ручей назывался Мидаобза, что означает «непослушная река». А вот современное название он получил по имени одного из крупных землевладельцев — Бочарова.
   Дача «Бочаров ручей» является одной из правительственных резиденций, скажем, так, «хрущевской волны». После смерти Иосифа Сталина все его дачи на Кавказе стали приходить в запустение. Никто из членов правительства отдыхать на них уже не решался, и, открывая новую страницу, Никита Хрущев затеял строительство сразу нескольких курортных комплексов. В период с 1953 по 1955 год такая дача была построена на северной окраине Сочи, на пологом плато между Мусин-Пушкинской балкой и долиной Бочарова ручья.
   Что представляет собой эта дача? Главным строением здесь считается красивое двухэтажное здание, выполненное в стиле сталинского классицизма, с большими окнами и высокими потолками. Просторные удобные комнаты. На втором этаже — гостиная, в которой могут свободно разместиться до 20 человек. Кабинет для работы. Спальня главы государства. Апартаменты для гостей. Все обставлено добротной мебелью из ценных пород дерева, стулья, столы, кресла, тумбочки — все изготовлено в стиле пятидесятых годов. На первом этаже — помещения для охраны, небольшой кинозал.
   В комплекс входят еще два корпуса, один из них стоит у самого берега моря. Рядом — причал, к которому может подходить президентский катер. По нему-то сочинцы и определяют — дома ли хозяин дачи или, может быть, кто-то из его высоких гостей. На открытой лужайке — вертолетная площадка. Когда мы с нашим фотокорреспондентом впервые попали на «Бочарку» и проезжали мимо этой площадки, его руки непроизвольно потянулись к камере, чтобы «щелкнуть» президентский вертолет. Однако голос строгого человека в безукоризненном светском костюме мягко сказал:
   — Этого делать не следует…
   Надо сказать, в тот первый раз мне не очень понравилось «гостить» у президента. Ну, во-первых, у нас в Сочи немало дач и побогаче, пороскошней. В городе уже повсюду мостили брусчатку, а здесь дорожки были покрыты асфальтом, добро бы свежим! Да и газоны не очень блистали ухоженностью, а цветов — так явно не хватало. Вот чего было в избытке — это свежего воздуха, замешанного на морском бризе и запахах соснового леса. Но воздух очень скоро прогрелся так, что другие «ароматы» стали явно преобладающими — от потных тел кучкующихся на тесном раскаленном солнцем пятачке журналистов. Присесть и спрятаться от палящих лучей было негде, вернее, было где, но нельзя!.. Первыми взмолились дамы из центральных СМИ: хоть глоток воды! Воду некому было носить, а из «пятачка» никого не отпускали. Так мы и простояли до позднего вечера, когда на несколько минут к нам вышли Владимир Путин и Александр Лукашенко.
   Однако очень скоро все поменялось. Построен и оборудован замечательный пресс-центр. Теперь, едва самолет президента России Владимира Путина берет курс на Сочи, большая группа журналистов уже по-хозяйски осваивается в пресс-центре. Можно выйти на крыльцо и в скверик, покурить, осмотреться и заметить, что в «Бочарке» за недолгое время многое изменилось. Например, аллеи стали более уютными. Почему? Да старый, кое-где в ухабинах, асфальт наконец-то заменили на приличную для такого места брусчатку! Больше стало цветов. Даже с местной белкой посюсюкать можно. И всегда к услугам буфет с приветливой хозяйкой за стойкой, кстати, это самое любимое место у журналистов после компьютерных столиков…
   Владимир Путин, особенно в первое время после того, как заработал современный пресс-центр, чаще по воскресеньям, когда заканчивались все официальные мероприятия, неожиданно тоже появлялся среди журналистов, а бывало, и приводил на чашечку чая своих гостей. И тут уж беседа шла — как это называется? — без галстуков. Как-то в одно из таких «застолий» президент, говоря об условиях работы журналистов, спросил, будут ли еще пожелания? Кто-то, набравшись смелости, пожаловался, что в буфете, несмотря на июльскую жару, не дают пива. Все замерли, ожидая реакции Владимира Путина. Тот подозвал своего пресс-секретаря Громова и спросил: «В чем дело? Такая жара, а ребята работу закончили…». С тех пор в буфете нет запрета на президентскую «семерочку», как окрестили этот сорт «Балтики» журналисты. Разумеется, в меру и, конечно, после работы.
   А работается в таких условиях хорошо, все замечается и врезается в память. Кто на нее не очень надеется, может сразу же «отстучать» все на компьютере и передать в редакцию. Вот, например, один из случаев, написать о котором не преминули практически все аккредитованные журналисты. Правда, каждый с некоторыми своими нюансами. Все напряженно ожидали появления Владимира Путина и Ангелы Меркель, федерального канцлера ФРГ, и пальцы фотокоров лежали на спусковых кнопках затворов камер, а телеоператоры уже включили запись. И прозевали момент… Всех отвлекла первой заскочившая в зал «черная молния» — собака президента — Кони. По-моему, и для Ангелы Меркель это был сюрприз. Она на несколько секунд даже заговорила по-русски.
   — Собака скушает журналистов! — выкрикнула она к нашему неописуемому восторгу. Мы-то давно знакомы с Кони и вполне с ней на дружеской ноге, а вот канцлера пришлось успокаивать хозяину Кони, нашему президенту:
   — Уважаемая госпожа федеральный канцлер! Хочу вас сердечно поприветствовать в Сочи. Спасибо большое, что вы согласились приехать. — Показывая на Кони: — Думаю, что собака вас не пугает? Добрая собака. Ничего плохого мы от нее не ждем, — сказал он, и гостья полностью успокоилась. Все же, чуть позже, президент усадил Кони поближе к себе, и она больше не мешала беседе.
   А вот как «вкусно» звучали сообщения о неформальной встрече лидеров стран — участниц ЕврАзЭС, которая продолжалась за рабочим ужином. Все писали о том, что при этом был съеден сам черт! Кому-то из журналистов повезло, и он сумел раздобыть меню ужина. Сам видел в нем строку: «Филе из морского черта». Сообщение об этом, конечно, тут же передали большинство информационных агентств.

Виктор ГОЛУБЕВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT