О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ОТДОХНЕМ- ПОРАБОТАЕМ?

   Маша Самедова прошлым летом работала с мамой «на точке». Экономический эффект неизвестен, но, как она говорит, «выпрашивать у родителей не приходилось». Девочки из учебно-производственного комбината летом работали в школьной фирме. Доход получили ниже планируемого, но, как они говорят, «немного, но мы заработали, клянчить у родителей не приходилось». Стас Полываев получил прошлым летом две зарплаты сотрудника паркового хозяйства санатория. Остался доволен, хотя признается: «всю жизнь так работать — ну его!». Объединяет всех этих ребят одно: им нет еще 18. В остальном их «трудовая судьба» — разная.

   ПУТИ И ЗАКОУЛКИ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ
   Девочки из школьной фирмы, образованной на базе муниципального учебно-производственного комбината, шили прошлым летом костюмчики для домашних любимцев. Работа была очень интересной: на примерку к молодым дизайнерам собачей одежды приходили модели со всех соседних дворов. Мнение моделей учитывалось при создании лекал и выборе материалов. Для гламурного пекинеса был создан лайковый красный костюм с меховой оторочкой, пара соседских боксеров обзавелась камуфляжными комбинезонами, но больше всего было создано попонок и дождевиков для модели «собака стандартная, размера среднего, хозяином любимая». Подкачал маркетинг: недорогие, яркие и собакам удобные (ни один пес не жаловался) в своей массе, эти костюмчики так и остались в зоомагазинах. При этом с «предприятия» они уходили по отпускной цене в 250 рублей, попонки — по 150 рублей. Проблема в том, что условия работы детских фирм — абсолютно не детские.
   Хотя неумение продавать хорошо произведенный товар и просто свой труд по адекватной цене — бич сочинского (как, впрочем, и всего российского) малого бизнеса. А детской фирме осознать эту ошибку легче и кризис перенести — проще. Все-таки и родители поддержат, и особых материальных затрат юные сотрудники не понесли. Им бы еще в их 15 лет от этой первой неудачи не опустить руки, осознать, что не самый успешный опыт — лучший опыт, а набитая таким «мягким» образом шишка может в дальнейшем уберечь от многих гораздо более сокрушительных ударов. В прошлом году на весь Большой Сочи удалось создать не «бумажных», а реально действующих детских фирм всего 7. До предстоящих каникул из них не дожила ни одна. Но руководство МУПК настроено оптимистично: ошибки сделаны и осмыслены, так что в этот раз есть надежда на более успешное воплощение проектов. Ведь в современных условиях важен не только процесс (бесспорно, исполняющий свою воспитательную функцию), но и результат (возможно, еще более воспитательно-важный).
   Маша (ей исполняется 16) от производства далека, ее конек — продажи. Утверждает, что этим летом попытается «взять полточки в аренду». «Не получится — весь товар передам матери, переложу и закроюсь», — готовит она себе пути к отступлению. — Хотя в этом году так подняли аренду…», — совсем не по-детски сетует она. У Маши — сложившаяся психология бизнесмена, и уже разрушены иллюзии по поводу абсолютной успешности: она не ждет ни приятных взаимоотношений с коллегами «по цеху», ни сверхприбыли, знает, что труд — это время, нервы, усталость. Она не ждет поддержки от ЦЗН или других структур, возможно, о них она даже и не знает. Арендовать те самые «полточки», конечно, будет не она, а мама. И мама, кажется, совсем не рада, что ребенок пытается уйти с обжитых семьей торговых площадей, и пока старается уговорить Машу поработать реализатором.
   Стас в прошлогодние июнь и июль получал деньги из двух источников. Две тысячи рублей ему «насчитал» санаторий, еще примерно столько пришли из госслужбы занятости населения. Таких подростков от 14 до 18 лет, трудоустроенных, как Стас, через ЦЗН прошло в прошлом году 1750 человек — так в нашем городе сработала программа «Временной занятости несовершеннолетних». «В этот году буду в «Макдоналдс» устраиваться, там больше получили» — планы на лето у Стаса готовы, и это решение — не «работа над ошибками» прошлогоднего выбора профдеятельности. В прошлом году на теплое место в быстропит (питание, гибкий график, 4 часа работы в день) его просто не взяли: туда берут только тех, кому уже исполнилось 16. Зато у него на руках сейчас уже есть трудовая книжка, страховое пенсионное. Ну а устроился он через так называемую «детскую биржу труда» при том же МУПК. Вакансии там не самые хлебные: все больше неквалифицированный труд, не требующий специальных навыков и допуска. Тенденция здесь одна: близко к людям (клиентам) подростков стараются не подпускать. Редко кто осмелится взять десятиклассницу работать, например, горничной — слишком много проблем рисуется работодателям. Хотя сами девушки, как правило, не против такого приложения трудового энтузиазма.
   Активно работают с подростками сочинский хлебокомбинат, санаторий «Заполярье», мясокомбинат, чаеводческие предприятия. Еще ряд сочинских предприятий выдает «детские» рабочие места от случая к случаю. Четыре года назад огромную массу школьников трудоустраивали МРЭПы, но нельзя признать, что это было продуктивное и обоюдоприятное сотрудничество. Вакансии уборщиков территорий, как горячие пирожки, не разлетаются: несмотря на то, что у большинства детей очень идеализированные представления о карьере, стартовать с позиции дворника до начальника МРЭПа даже они считают нереальным. Этот пул вакансий сегодня ушел, и не оттого, что «не сработались». Просто экономические реалии бывших МРЭПов — нынешних управляющих компаний — в условиях реформы ЖКХ делают детский труд архиневыгодным для этих предприятий. А вот «Лазурная» из года в год берет летом «на воспитание» подростков и из года в год черпает из этого источника свежие кадры. Одна из основных тенденций, которую за 4 года работы внегородской программы детской занятости, по мнению специалистов детской биржи труда, можно считать уже устоявшейся, это то, что подростки все более реально оценивают «свою стоимость». Если еще позапрошлым летом старт, с которого подростки начинали рассматривать вакансии, выглядел не как «ну, нам сказали надо отработать месяц», а как способ провести каникулы так, чтобы заработать тысяч 15 рублей, то сегодняшняя планка ожиданий — 3 тысячи. И даже вакансии «помощник воспитателя», с их 2000 рублей оклада, вызывают интерес. Но вакансий, признаться, не много…

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT