О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Строй, студент!

   Студента-стройотрядовца на строительстве больницы в Красной Поляне видно издалека: его униформа — красный строительный комбинезон. На доске у прорабской — разнарядка на день: «доводка котлована вручную — 10 человек, студенты». Вот они все в котловане как на ладони: Художник — будущий профессионал-строитель, а пока — студент стройфака краснодарского политеха Анастас Демьянов, Кенгуру, худой высокий Слон, красноярские Саша Зуев и Олег Лефлер — «бригадный генерал», командир стройотряда. Они у нас первые — сочинские стройотрядовцы за последние, как минимум, два десятка лет.

   В России на сегодняшний день около 250 тысяч студентов работают в стройотрядах. Из них всего 50 — в Сочи. Но уже на следующий год ожидается, что стройотрядами приедут 10 тысяч. Сочи их ждет: уже этим летом заявку «на студентов» подали практически все олимпийские стройки. Хоть завтра они готовы принять тысячу студентов. Но пока их всего 50. И это трудовое лето для студентов, а главное — для организаторов — непростое, пробное. Кто доволен — так это работодатель, которому студенты все-таки «достались».
   «Работники всякие бывают, — делится жизненно-строительным опытом прораб ЗАО «ЕврАзСтрой», которое ведет строительство краснополянской больницы, Сергей Пустов. — Иной раз пятикилограммовую бухту вокруг стройплощадки по двое перетаскивать снаряжаются по полдня. А эти — дельные. Кстати, не курит ни один. Хорошие ребята». Бригадир Валерий Шашкин подопечными в красных комбинезонах тоже доволен. Студент останется на работе после 5 часов вечера, если уж так сложилось и миксеры с бетоном с РБУ пришли к ночи поближе. Студент выйдет на работу в субботу, и вообще, со студентом работать интересно: глаза у него горят.
   Олимпийскую стройку в таком случае можно было бы называть и «ударной», и «молодежно-народной», и прочими подзабытыми терминами, но принципиальное отличие в другом: в деньгах. Стройотрядовец в Сочи получает от работодателя никак не меньше 15 тысяч рублей в месяц при 40-часовой рабочей неделе. Это — отдельно оговоренные условия, выполнение которых контролируют и администрация Сочи, и местный исполком «Единой России». При этом студенту не надо решать бытовые вопросы — где жить, что есть…
   Обкатка такому массовому проекту просто необходима. Массовость здесь не «отчетные» слова, а реалии завтрашнего дня, точнее, следующего лета. Только по предварительным данным, до объявления масштабного набора не менее 80 тысяч студентов готовы рвануть на лето в Сочи поработать. А ведь их надо не только привезти и свести с работодателем. Студент как работник — человек взрослый, но все-таки это очень молодой человек. Cтуденты на сочинских стройплощадках учатся мастерству. Организаторы стройотрядовского движения тоже учатся: накормить, расселить, трудоустроить, развлечь вечером, обеспечить безопасность — задачи выполнимые, но отнюдь не запросто решаемые.
   По большому счету, российские студенты могут перекрыть всю потребность в предолимпийских кадрах — дайте таким хороших ИТР, и они перевернут этот мир. Хабаровские вузы уже разрабатывают схему, по которой студенты будут ездить «вахтой» в сочинские стройотряды не только летом, на каникулы, но и зимой: благо в Сочи строить можно практически круглый год. По этому проекту получается, что студент за два семестра пропускает меньше 3 месяцев. Но это время он проводит, быть может, с большей пользой, чем за учебником. Вполне европейская система обучения выстраивается, и, по сути, на наших глазах, возможно, зарождается новая (для России) система технического образования. Студент перестает быть теоретиком и к окончанию университета имеет в трудовой книжке ряд почетных для будущего прораба, руководителя СМУ и даже, возможно, главы Росстроя записей: от «разнорабочий» до квалифицированного специалиста, бригадира. Плотник-бетонщик, каменщик, стропальщик, штукатур-маляр и прочие строительные специальности теперь для этих ребят не строчки из СНиПов и учебников, а реальные знания.
   А уж на вес каких драгоценностей всего-то через пять лет в мире бизнеса будут цениться слова: «Да мы с ним в Сочи в одном стройотряде Олимпиаду строили!» — и представить сложно, но девальвации такие связи не подлежат. Менее афишируемый плюс использования на стройках именно российских студентов — снятие остроты проблем массового притока гастарбайтеров и «постстроительной» безработицы.
   Безусловно небольшие накладки пилотный запуск стройотрядов в Сочи выявил. Как говорится, «полет» нормальный, но шероховатости есть. Главная (кстати, за три часа решенная) случилась в… столовой. Молодые строители живут в палаточном городке турбазы «Ирбис», и для организаторов питания оказались неожиданными некурортные аппетиты гостей. Что делать — организмы молодые, работа — на воздухе и нелегкая: одним бутербродом сыт не будешь. Так что скорректированный средний завтрак теперь состоит из каши с мясом и хлебом, салата недиетического количества, полбатона с маслом и большой дозы чая-компота. Кормит, точнее, оплачивает питание первой смены сочинских стройотрядов сегодня «Молодая гвардия». Проблемы с транспортом, которые возникли довольно неожиданно, — перевезти ребят из городка к месту стройки и обратно, привезти на стройплощадку еду, а потом еще устроить вояж по сочинским достопримечательным местам, работодатели решить не всегда были готовы — их решили администрация города и инвесторы. По уверению начальника штаба СМО ВОО «Молодая гвардия» Единой России» В. Багишвили, и заместители главы города, и сам мэр работать «по стройотрядам», если вдруг случаются проблемы, готовы круглосуточно. Сочинские студенты к идее стройотрядов относятся, мягко скажем, по-разному. Не хотелось бы трогать особенности курортного менталитета, но все-таки из этой песни слова не выкинешь. Однако организаторы надеются привлечь на работу во время будущих каникул не менее 500 сочинских студентов. Причем не только на строительные работы. Нужны строителям Олимпиады и повара, и экскурсоводы. Пока же ребята-стройотрядовцы признают, что им, несмотря на обилие и разнообразие культурных мероприятий, предлагаемых местными силами, порой скучно по вечерам. Что касается безопасности студентов, то о ней заботятся особо, так что несанкционированные одиночные прогулки попадают в разряд не самых одобряемых видов досуга.
   Помимо стройотрядовских возможностей, для молодежи открыта еще одна дверь — путь в волонтеры. Волонтеры — это тот золотой молодежный запас, которому предстоит обслуживать непосредственно Олимпиаду. На первый взгляд, казалось бы, невелика премудрость. Но не нужны волонтеры, которые будут просто пальцем показывать, кому куда идти, — нужны люди, способные показать город с его лучшей стороны, а значит, готовить надо не только олимпийские объекты, но и сервис. Первый набор «в волонтеры» пройдет совсем скоро. Это совместный проект управлений молодежной политики и международных отношений администрации города. Общий бюджет программы подготовки может выйти за миллиард рублей, и для первых волонтеров обучение будет бесплатным, потом — за определенную, как обещают, вполне посильную, плату.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT