О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ОТЧАЯННАЯ МЕЧТА

   В Сочи — продолжается сезон сбора чая. Очень ответственная пора, от работы в которую здорово зависит, придется ли нам зимними вечерами согреваться чашечкой своего краснодарского чая или целиком перейдем на импорт. Да и не только зимой. Чай ведь здорово утоляет жажду и бодрит в любое время.

   Напиток, «пробуждающий мысли»
   В этом году чаеводы с весны нацеливались собрать больше 1000 тонн сырья. В управлении сельского хозяйства администрации города называли цифру и больше. В российских масштабах это все равно капля в море, ведь, кроме Черноморского побережья, чай в нашей стране больше нигде не растет. Но, с другой стороны, в прошлом году чаеводческие хозяйства Сочи, где сосредоточена вся эта отрасль России, собрали и того меньше — около 600 тонн чая. На сегодняшний день эта цифра перекрыта — уже есть почти 650 тонн, и сбор продолжается. Но теперь заместитель начальника управления сельского хозяйства Александр Терешкин называет итоговую цифру поскромнее — примерно 900 тонн. Специалисты объясняют падение урожайности капризами погоды — то холодом, то засухой. А еще — нежеланием чаеводов гнаться за количеством в ущерб качеству. Но причина, очевидно, не только в этом.
   Что мешает сочинцам собирать больше чайного сырья? Начнем, пожалуй, искать ответ на этот вопрос с той самой плантации, откуда все и начинается.
   …Чаеводы встают на рассвете. И прежде чем солнце припечет, уже заканчивают первую рабочую смену. За это время вручную каждая из женщин успевает собрать по нескольку десятков килограммов чайного листа.
   — В советские времена собирали и по сто, но тогда за плантациями был другой уход, — вспоминает чаевод Валентина Багрова. С 1973 года она растит чайные лепестки и скоро собирается уходить на пенсию. На судьбу не жалуется, хотя ни денег, ни особых почестей ей этот нелегкий труд не принес.
   
   — Первое время, конечно, очень тяжело было. Пока привыкнешь… А потом втягиваешься и работаешь, как и положено.
   А о заслугах своих говорит скромно, как, впрочем, и все остальные трудяги-селянки: — Ну, если купят люди чай наш, попьют, это уже и есть благодарность.
   Чай, собранный вручную, — намного качественнее и ароматнее. В него не попадают стебельки и сорняки. К тому же, обрывают сборщицы не все подряд. Самый вкусный чай получается, когда чаеводы собирают по три верхних листочка — это флешь. Такие молодые побеги вбирают основные полезные вещества чайного куста, и поэтому чай из них самый дорогой.
   На Руси издревле этот напиток высоко ценился. Сто граммов обменивали на соболиную шкуру! Тогда весь чай привозили из заморских стран. Пока в Сочи, с легкой руки крестьянина Кошмана, его не стали выращивать сами. Когда-то знаменитый ученый древности Авиценна сказал: «Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли…». И была у нашего соотечественника Иуды Кошмана отчаянная мечта — научиться выращивать этот замечательный чайный куст в наших краях, хотя никто до этого не дерзал столь теплолюбивое растение перенести так далеко на север. Но мечта была настолько захватывающей и смелой, а соблазн одарить сограждан напитком, «пробуждающим мысли», настолько велик, что все у него получилось.
   Началась история нашего чая 110 лет назад. И как бурно она развивалась!

   Китайцы нам помогут?
   В 1993 году от чаеводства была получена прибыль в 2,2 миллиарда рублей. Производство зеленого чайного листа достигало в 1983-1992 годах до восьми тысяч тонн, и были все основания довести его до десяти. Причем, в основном — интенсивным методом, с помощью орошения и внесения удобрений. В те годы наращивались и перерабатывающие отрасли. Реконструировали дагомысскую чайную фабрику, построили волковскую с новейшими технологиями, ввели в строй фабрику «Шапсугский чай».
   Но вот, начиная с 1991 года, урожайность чайного листа стала неуклонно падать. В 1991 году — 51,2 центнера с гектара, к 2000-му — меньше 15. С 1995 года хозяйства, производящие чай, начали нести одни только убытки. За эти годы на большинстве плантаций не вносились минеральные удобрения, не проводились ежегодные омолаживающие подрезки, практически полностью вышли из строя оросительные системы.
   Ну, что тут объяснять? Если чайные кусты не поливать, флешь — это те три молоденькие листочка, которые и составляют урожай, — становится грубой. А оросительных систем уже нет.
   Владимир Иванович Чуникин много лет работал на плантациях, а ныне он — реализатор чая ЗАО «Мацестинский чай». И беды родного хозяйства, и сложности отрасли для него — боль, пройденная через сердце:
   — У нас, в мацестинском чайсовхозе, например, где плантации заложены всего 60 лет назад, обрабатывали 176 гектаров, теперь — и трех десятков не наберется. Остальные заросли, потому что нет средств у хозяйства достойно платить людям за нелегкий труд. А ведь худо-бедно при минимальном уходе все эти плантации могли бы плодоносить, как минимум, еще столько же лет. Но чаи на 60 процентов погибли. И не только здесь, повсюду на побережье.
   С грустью говорит он о том, что молодежь на чайные плантации вообще носа не кажет. И понятно!
   — Сторожем отработал где-нибудь в городе, через два дня на третий, в конце месяца, даже при минималке, получишь 10-12 тысяч. А она (на сборе работают в основном женщины) ежедневно от зари до зари на палящем солнце гнет спину — и семь тысяч! Я продал хозяйству чая на 60 тысяч, работая без выходных, получу шесть тысяч рублей зарплаты, минус 13 процентов подоходный налог. Это — все!
   Тонн десять крупнолистового соберем в этом году. Может быть… Раньше был план 700 тонн машинного сбора, и давали!
   Четыре года назад в хозяйстве своими силами соорудили свою небольшую фабрику, лучше сказать — цех, вот и выручает еле-еле. Упаковка пока — целлофановые пакетики. А возить на переработку и вовсе не выгодно — бензин не оправдаешь. За машинный сбор платят мало, выручает только ручной.
   Старый работяга по-своему видит выход из накопившихся проблем: надо, мол, китайцев привозить, чтобы очистили плантации. И начинать все с начала.
   И как тут не вспомнить, что совсем не так много лет назад по всей огромной стране ходили легенды о краснодарском чае. И целебный он, и тонизирующий, а уж какой душистый! Впрочем, разве это были легенды? Таковым он и был — любимый напиток многих людей. В Сочи тогда не было гостя, который бы не увозил домой хотя бы дюжину пачек чая. Знаменитые индийские и цейлонские чаеводы, приезжавшие в те годы в Сочи, только разводили руками: «Не может быть!».
   И вот стали зарастать сорняками брошенные плантации. Казалось, погибла российская чайная отрасль, ничто не сможет оживить ее вновь. Но главное, сам чай — он уже не тянет по всем параметрам на прежнюю славу «Краснодарского». Слишком много в листе огрубевшей фракции. Да и химический состав меняется из-за недостатка влаги и удобрений. Правда есть и плюс. Но и о нем чаеводы говорят с изрядной долей грусти:
   — Наш чай — самый экологически чистый в мире!
   Но не будем только о грустном. Не умерла все же отчаянная мечта Кошмана! Не зря он завез из дальних стран первые 800 кустов чая, не зря поливал их потом и кровью, чтобы прижились. Сейчас ходит легенда, что наш краснодарский чай никогда не умрет, потому что даже самая последняя его чашка все-таки сможет «пробудить мысли», заставить людей работать и выращивать нужный людям напиток.
   Да так оно и получается! Все еще находятся люди, которые берутся за это нелегкое дело.

   Продолжатели дела Кошмана
   Дагомысский чайный совхоз, образованный еще в 1947 году и потихоньку умирающий «на корню», преобразовали в ЗАО «Дагомысчай». Группа энтузиастов и предпринимателей решила не посрамить мечту своего знаменитого земляка — Иуды Кошмана и возродить производство чая на самом современном уровне. Но начинать, конечно, пришлось с элементарного — приведения в порядок плантаций. Разработали и принялись осуществлять систему агротехнических мероприятий. Вновь принялись за подрезку кустов, перекопку междурядий и внесение удобрений. Дальше — больше. Приобрели индийское оборудование, чтобы можно было использовать специальную технологию для обработки чайного листа. Такая технология была нужна для получения так называемого гранулированного чая. В нем чайная клетка оказывается разрушенной на 100 процентов, и это означает, что она дает самый насыщенный яркий настой. В таком чае содержится большее, чем в любом другом, количество витаминов, укрепляющих стенки сосудов и предохраняющих от кровоизлияний. Он, по мнению специалистов, значительно превосходит листовые чаи.
   Не забыли и о классической технологии «Ортодокс», при которой чайная клетка раздавливается всего на 65 процентов. Содержащиеся в таком чае эфирные масла придают ему изумительный аромат. Вы пробовали зеленый чай? Это как раз он!
   Скоро понадобилось чаефасовочное оборудование. Его приобрели в Чехии. Стало возможным делать как обычную упаковку, так и разовую. А тут и урожай подоспел. Сбор чайного листа в 2003 году составил 554 тонны, в следующем — 845! Сегодня это единственное в стране предприятие, которое имеет свои плантации и свое промышленное оборудование по переработке чайного листа, оно также единственное, которое производит пакетированный краснодарский чай замкнутого цикла.
   Отчаянная мечта сбылась? Не будем категорически утверждать это. И здесь хватает проблем. Иван Кесян, один из руководителей предприятия, говорит:
   — Мы просто не можем выпускать такую же продукцию, как в Индии, на Цейлоне, в Китае, — там очень дешевая рабочая сила. У нас очень дорогие энергоносители, и поэтому очень сложно конкурировать. Особенно в курортный сезон люди охотнее идут работать туда, где выгоднее. Государственной поддержки хватает только на то, чтобы чайным предприятиям держаться на плаву.
   Мы можем пока побаловать себя настоящим местным чаем. На чайных плантациях Солохаула, например, тоже понемногу все еще выращивается нормальный краснодарский чай, именно выращивается, делается подкормка, обрезка и т.д. Плантации солохаульского хозяйства разбросаны по склонам гор. Для чая в Солохауле благоприятный микроклимат — влаги предостаточно, так что плантации не требуют дополнительного орошения. Сбор чая происходит с мая по сентябрь, в те дни, когда нет дождя (с одного куста собирают листья раз десять за сезон). Бригады рабочих приезжают на плантации к пяти часам утра и заканчивают ближе к полудню, когда начинает палить солнце. Июнь, да и июль в этом году были нежаркие, так что чаесборщикам работалось легче.
   Но… в прошлом году зеленого листа собрали порядка 30 тонн. Маловато…
   И, к сожалению, краснодарский чай на прилавках магазинов стремительно вытесняется заграничным купажом разных сортов и химических соединений в ярких упаковках.
   В одном из живописнейших мест Сочи, Мамедовом ущелье, есть необыкновенный дом — «Дом чая». Хозяйничает в нем бывший горный инженер уранового комбината Анатолий Погадаев. На небольшой плантации в три гектара чайные кусты облагораживаются им уже более 15 лет. Научился чаеводству Погадаев по книгам. А еще ему удалось найти записи Иуды Кошмана.
   Придя в этот «Дом», каждый посетитель может не только выпить чашечку ароматного напитка, но и узнать многое об истории чая, культуре и производстве самого употребляемого в мире напитка, принять участие в экскурсии по чайным плантациям. Разве не здорово!
   Узнали и оценили качество краснодарского чая на многих международных выставках, в том числе на самой крупной выставке продуктов и напитков «Зеленая неделя» в Берлине.
   Но и проблем у «Дома чая» тоже хватает. Основные, по мнению Погадаева, — две: короткие, всего 24 часа, сутки и то, что у него и работающих с ним сотрудников «всего по две руки».
   В доме-музее самого Кошмана в памятной книге есть запись, что чаевод 4-й бригады Елена Григорьевна Караман в 1962 году собрала 1216 килограммов чая за год, выполнив норму на 120 процентов. Кто-то руками разводит, удивляясь, а кого-то и на размышления должен подвигнуть сей факт: ведь было же…

Виктор ГОЛУБЕВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT