О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

БЕЗ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ. БЕЗ ВРАНЬЯ

   На заре построения рыночной экономики у группы «молодых, перспективных политиков» существовал план кардинального преобразования России за сто дней. План остался на бумаге из-за его явной несбыточности. Реальны ли существенные изменения хотя бы в отдельно взятом городе за этот срок? Ответ не очевиден. В день выхода этого выпуска газеты «Наш дом — Сочи» исполняется 100 дней с момента официального вступления в должность Владимира Николаевича АФАНАСЕНКОВА. Его инаугурация без натяжки может считаться точкой отсчета глобальных изменений в Сочи. Но 100 дней — время ли подводить итоги? Время ли ставить оценки? Во всяком случае — 100 дней — время задавать вопросы.

   — Владимир Николаевич, как формулировалась главная задача, с которой вы направлялись на работу в Сочи?
   — Вопрос лучше сформулировать по-другому: какие я ставил перед собой задачи, когда шел на выборы? Одна из основных задач — подготовка города к Олимпиаде. Этими вопросами я занимаюсь давно. В чем здесь сложность? В город уже в следующем году поступит до 10 миллиардов рублей, которые предстоит освоить именно на развитие Сочи. Это колоссальный объем средств, огромный объем работы.
   Второе — а по значимости, скорее, даже первое — направление: сочинцы. Речь идет о крупном блоке социальных вопросов, касающихся наших горожан. Сегодня мы реально строим жилье для медиков и учителей. Потому что качественное медицинское обеспечение и образование — это то, без чего невозможна нормальная жизнь, что определяет уровень жизни. Здесь целый комплекс проблем. Пример — больница в Дагомысе. Как строитель могу сказать: она строилась по устаревшим проектам. И оборудование, которое предусматривалось проектом, — тоже не самое совершенное. К счастью, сегодня найден инвестор, который согласен закупить в эту больницу действительно качественное, современное оборудование. Если так и будет, я его везде буду приводить в качестве примера: вот так надо работать с городом и вот так город относится к таким инвесторам.
   Еще аспект, непосредственно касающийся социальной сферы, — городской транспорт. Только в этом году автотранспортные предприятия города получают из бюджета порядка 140 миллионов рублей — компенсация межтарифной разницы. Это тоже колоссальные средства. И нам еще предстоит сюда вкладывать — за три года необходимо привлечь около пятисот миллионов рублей. Это и межтарифная разница, и приобретение нового автотранспорта. Автобусы уже в городе, и мы должны их по договору принять — в лизинг, по кредиту.
   Другое приоритетное направление работы — жизнь города — обеспечение его нормальной жизнедеятельности. Это касается всех сфер — от транспорта до решения проблем энергообеспечения города. К примеру, сегодня мы практически завершаем первый этап реконструкции электросетей: к первому кварталу 2009 года будут реконструированы, переоборудованы все сочинские подстанции. Сложнее с плановыми работами по сетям. Если раньше отключения потребителей были обусловлены преимущественно авариями на трансформаторных подстанциях, то сегодня в основном аварии происходят из-за того, что сети не выдерживают нагрузки. Они в значительной мере изношены и, кроме того, обременены большим числом потребителей, чем они реально могут обеспечить. Сложность не только в количестве сетей, которые нуждаются в замене. Эти работы сопровождаются разрытием — по большому счету, нам придется перекопать весь город. И этот процесс необходимо синхронизировать с планом реконструкции дорог. Работы уже начаты. Сегодня мы приступили к ремонту дорог. Пока — по одной улице в районе. Раньше это невозможно было делать: дороги были значительно загружены. Сейчас нагрузка несколько спала, и мы начинаем ремонтировать.
   — Есть конкретный вопрос про конкретный провод. Думаю, интересует он практически всех жителей, как минимум, Центрального района. Что с кабелем, питающим Торговую галерею? Как мне объясняли в прошлом году, кабель — в долевой собственности у предпринимателей галереи, и менять его должны они… Будем ждать
   2010 года и зимовать «на дизелях»?
   — В Сочи много сетей, являющихся, по сути, бесхозными — так что вопрос касается не только Торговой галереи. Множество таких проблем в селах: кто-то когда-то на свои средства построил сети, но сегодня реально содержать их не может. Было много проблем с приемом таких сетей на баланс сетевой компанией. Сегодня туда пришел новый руководитель, с которым достигнуто взаимопонимание по этому вопросу. Ведь в тарифе на электроэнергию уже заложены средства на содержание и замену сетей. И за подключение к сетям абоненты платят очень большие суммы. «За что?» — возникает резонный вопрос. Если вы продаете электроэнергию по этим сетям, вы должны и содержать их. Или же выплачивать эту составляющую тем, кто реально занимается заменой, починкой изношенной инфраструктуры.
   — Вы, ваши заместители довольно часто обращаются в федеральные структуры с тем, чтобы поставить вопросы о соответствии занимаемой должности тех или иных руководителей, возглавляющих предприятия в Сочи: сетевики, дорожники. А про вашу команду можно сказать, что она уже сформирована? Или какие-то передвижки в городских верхах все еще возможны?
   — Я бы хотел, чтобы все понимали одну очень важную вещь: индульгенции нет ни у кого. Ни у меня, ни у моих заместителей, ни у кого бы то ни было из сотрудников администрации. Так что изменения в кадровом составе будут. На днях свое кресло покинул мой первый заместитель — С. Колегов. Человек — отличный профессионал, как к профессионалу к нему претензий нет. Но этого мало. Необходим конкретный результат работы. Прошло сто дней — незаконное строительство в Сочи как процветало, так и продолжается. Сто дней — достаточный срок, чтобы навести порядок в любом деле. Также уволен заместитель по социальным вопросам. Нет результата — ищи приложение своих сил в другой области.
   — В сознании сочинцев с вашим именем связаны довольно непопулярные решения: задержка пятисотрублевых выплат пенсионерам, «летние счета» за отопление. За рейтинг не опасаетесь?
   — По пятисотрублевым выплатам свои обязательства мы уже практически полностью выполнили. За задержку я уже несколько раз извинялся перед сочинцами, готов это сделать и сейчас. С одной стороны, эти выплаты — действительно справедливое решение, в Сочи очень много пенсионеров, и помогать им — наша работа. С другой стороны, в бюджете города этих денег не было: когда принималось решение о выплатах, оно не было увязано с реальными возможностями бюджета. Более того, сегодня, чтобы осуществлять эти выплаты законно, необходимо принять краевой закон, позволяющий нам, городу, который получает дотации, это делать. Но когда в июле встал вопрос: продолжить выплаты или завершить ремонт в четырех сочинских школах, было принято решение ремонтировать школы. И я считаю, решение было верным. Благие начинания, не подкрепленные материальными обязательствами, в результате сводятся к обману людей. А это гораздо хуже, чем непопулярные меры.
   — Опять же, совпало по времени с вашим вступлением в должность: приняли «детский закон». Тоже не самая популярная акция.
   — Если до введения закона в действие к нему относились по-разному, то сегодня уже видны реальные результаты его работы. У нас значительно снизилась детская и подростковая преступность, наши дети стали реже попадать в неприятные ситуации, значительно сокращено количество преступлений с участием детей. У Сочи в этом плане хорошие показатели. Недавно было краевое совещание, на котором речь как раз шла об исполнении этого закона. Мы в этом смысле вторые по краю, лучшие показатели — у Новороссийска. Я мэру этого города Синяговскому по-хорошему позавидовал. Спрашиваем: как вы добились такого? Он помялся, а потом в сердцах так говорит: «Да колотить их надо». Посмеялись, конечно… А что касается рейтинга, то признаю: для меня, как и для любого руководителя, важно, что про меня думают горожане, как воспринимают мою деятельность. Однако голого популизма я не приемлю категорически. Люди должны оценивать нашу работу, в первую очередь, с точки зрения результативности.
   — Вы, говоря о социальных аспектах, уже касались вопроса «городских денег». А вообще, бюджет, который сегодня верстают, насколько сильно будет структурно отличаться от бюджета предыдущих лет?
   — Прежде всего, он будет трехлетним. Ранее мы не могли планировать на такой срок, и это, конечно, накладывало определенный отпечаток, в том числе на процесс эффективности освоения средств. А в результате — проблемы растягивались на многие годы. Строится, допустим, водопровод для села. В год реально можно было заложить средства на строительство — условно — одного километра. Его построят. Можно церемонию устроить, ленточку разрезать. Но необходимо проложить десять километров. За десять лет их можно построить, но к моменту, когда работы будут завершены, первый участок уже придет в негодность, его необходимо будет ремонтировать, точнее, строить заново. С бюджетом на три года можно будет процесс планирования сделать более реальным, эффективным. Сегодня задача формулируется предельно четко: не принимать проекты, рассчитанные на срок более двух-трех лет.
   — У нас в планах на ближайшие годы — капитальный ремонт 600 многоквартирных домов. Найден ли способ обезопасить сочинцев от недобросовестных подрядчиков? Ведь опыт капремонтов у сочинцев есть и — бывали случаи — цена соответствовала качеству: в тендере побеждал тот, кто предлагал сделать максимум работ по минимальной цене.
   — Не просто «случаи бывали». Невозможно представить, как будем переживать зиму, если в квартирах установлены трубы, которые уже деформированы от горячей воды. Самое ужасное: мы не имеем права ремонтировать эти дома заново за счет бюджета. Есть список, в который заносятся недобросовестные подрядные организации: им запрещается вообще участвовать в тендерах по муниципальным и государственным заказам на территории Российской Федерации. Но… Сегодня они, к примеру, регистрируют фирму «Рога и копыта», выполняют заказ так, что через полгода необходимо все ремонтировать заново. Попадает компания в «черный список». А потом — «растворяется», закрывается, даже претензии не к кому предъявить. Далее регистрируется компания «Рога и копыта-2». И мы понимаем, что это — одни и те же люди, но не принять их заявку на тендер не можем. Выход из этой ситуации один — четко формулировать техническое задание. Если посмотреть на ТЗ, которые были, по которым ремонтировались дома, и сравнить с теми, которые разработаны сейчас, — разница очень большая. Это уже не три странички пожеланий, а детализированный серьезный документ. Ведь техническое задание должно быть документом, в котором очень четко расписаны все нюансы. Нельзя формулировать: «заменить плитку». Какую плитку? Какого качества? По какой цене? Как заменить? Техническое задание должно давать недвусмысленные ответы на эти вопросы. Но и мы не собираемся оставлять жильцов наедине с их проблемами, в которых они не виноваты. Обязательно будем искать возможность решить проблемы уже отремонтированных домов.
   — А вообще, по самым строгим меркам — общая готовность Сочи к зиме? По пятибалльной системе.
   — Тройка. Твердая тройка. Сегодня идет процесс обратной передачи имущественного комплекса от ТЕПЭКа муниципальным предприятиям. Тепловой комплекс мы получаем в таком же — и даже худшем — состоянии, что и до передачи ТЕПЭКу два года назад. Наши предприятия тоже не в лучшем положении — два из них находятся под внешним наблюдением. По двум предприятиям была найдена возможность несколько оздоровить ситуацию — там были реализованы части имущественного комплекса. По другим — решение в стадии разработки. Будет сделано все, чтобы сочинцы не почувствовали этих проблем.
   — Владимир Николаевич, как вы оцениваете итоги летнего курортного сезона?
   — По итогам было проведено расширенное планерное заседание. Мы правду должны говорить — многие факты, которые выявил сезон, ужасны. Антисанитария, устаревшее морально и физически оборудование, не соответствующие элементарным требованиям пищеблоки. Что расскажут о Сочи люди, которые побывали в таких условиях? А потом спрашиваем: почему здравницы не работают с фондами социального страхования, не работают над зимней загрузкой.
   Мы опрашивали отдыхающих с целью выяснить, что им в Сочи нравится, что — нет, их настрой в период отдыха. Проблем много. Были и ошибки. Уже понятно, что было неверным решением разрешить летом вести строительство. Учтем. В следующем году будем объявлять мораторий на строительные работы хотя бы в курортной зоне.
   Второй вопрос — реклама Сочи. Турция только в этом году потратила на пропаганду своих курортов более 370 млн долларов. У нас таких денег просто нет. А ведь Сочи намного безопаснее турецкого побережья. Если брать реальное положение дел в Сочи и на пляжах Турции и сравнивать количество инцидентов на пляжах, то у нас — тишайшее, спокойнейшее место. Но мы информацию об этих происшествиях не заминаем, не замалчиваем.
   Но даже та реклама, которая имеется, не пропагандирует Сочи как курорт. Начисто игнорируется информация о Сочи как о бальнеологическом курорте. А ведь у нас более трехсот скважин, и вода по своим лечебным качествам не уступает водам Кавминвод. Но даже если мы будем рекламировать бальнеологический курорт, а человек приедет и увидит, что в городе всего два бювета, — несерьезно получится.
   — Каковы, на ваш взгляд, перспективы горнолыжного сезона предстоящей зимы?
   — Я оцениваю эти перспективы с осторожным оптимизмом. Надеюсь, что за счет горнолыжного сезона нам удастся «добрать» отдыхающих, которых мы недополучили летом. В Сочи для этого есть все. Хорошо работает комплекс «Лаура», надеюсь, к горнолыжному сезону заработает «Карусель». Там есть проблемы с энергетикой, но, скорее всего, их удастся решить. Как вы знаете, «Альпику-Сервис» купил «Газпром», это тоже позволяет надеяться на изменения в лучшую сторону. Все-таки современные подъемники будут на порядок привлекательнее нынешних бугелей.
   — А вы лично где отдыхали последний раз? Если, конечно, помните, что и такое бывает… Каковы впечатления?
   — Я, наверное, из-за переизбытка общения отдыхать предпочитаю на охоте, в тайге, с собаками. Впечатления самые яркие.
   — А как там с сервисом?
   — А сервис там не нужен.
   — Ну, и не парадный вопрос: что казалось «не проблемой», а оказалось делом почти не поднимаемым?
   — Я не представлял, что положение в жилищно-коммунальном хозяйстве настолько тяжелое. Многие проблемы было необходимо решать не вчера, а пять лет назад.
   — И все же, если сформулировать одним словом: 100 дней. Какими они были для вас?
   — Трудными.

Светлана ВОЛОШИНА, Фото Олега КОТЛЯРЕНКО

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT