О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

МАГАЗИН И ПОКУПАТЕЛЬ КАК ПОТРАТИТЬ, НЕ УТРАТИВ

   Всякий раз, заходя в супермаркет, чтобы купить самое необходимое для домашнего быта или продукты на ужин, мы испытываем дискомфорт, когда нам настойчиво рекомендуют оставить личные вещи в металлических ячейках или охранник со строгим выражением лица норовит распотрошить сумку, чтобы сверить соответствие оплаченного по чеку товара с продукцией, находящейся внутри. Мало кто знает: подобные «инициативы» торгового заведения можно с чистой совестью игнорировать.

   «На днях в очереди на кассе я стала свидетелем инцидента между покупателем и кассиром, — пишет в письме в редакцию Наталья Т. — Когда стоявшая передо мной девушка открыла сумочку, кассирша увидела внутри упаковку салфеток и потребовала, чтобы покупательница их тоже пробила. Девушка возмутилась, сказав, что салфетки были куплены в другом магазине. Но подошедший охранник заявил, что такой же товар есть и здесь, а девушка должна была или оставить сумку в шкафчике для хранения, или обязана предъявить чек на салфетки. Сзади скопилась очередь, разгорался скандал. Не знаю, чем кончилось дело — я перешла в другую кассу. Но ситуация очень неприятная».
   Действительно, подобные стычки с работниками супермаркетов время от времени возникают. Чтобы избежать подобных конфликтов, администрации торговых заведений вывешивают в залах объявления с предложением оставлять сумки в специальных ячейках. Где-нибудь неподалеку чаще всего обнаруживается и «приятное» дополнение: «За сданные на хранение вещи магазин ответственности не несет». Тем не менее, взглянув на суровое лицо охранника, покупатели покорно складывают свои сумки в отделения шкафчиков. Хлипкостью своей те зачастую не внушают доверия, однако альтернативы нет. А при попытке войти в торговый зал с сумкой охранник порою может уже строгим голосом, не предполагающим возражений, потребовать оставить вещи на входе.
   Сотрудников магазина, предупреждающих о «безответственности» по отношению к вещам посетителей, понять можно. А вдруг покупатель заявит, что в невзрачном пакетике оставлял наследство бабушки и оно пропало? Хотя, с другой стороны, надо еще доказать, что бабушкино золотишко действительно находилось в ячейке.

   Мое! Не трогать!
   Предположим гипотетически, что металлических ячеек нет вовсе, а с сумками в магазин не пускают — оставляйте, мол, на улице. Вряд ли такой супермаркет будет пользоваться популярностью. Однако если покупателя заставляют оставлять сумки в ячейках без гарантий сохранности, получается, что положить вещи в шкафчик и оставить их на улице — это практически одно и то же. В подобных ситуациях нарушается принцип свободы заключения договора, который записан в Гражданском кодексе. Сдавать личные вещи в «камеру хранения» — дело добровольное. И никто ни при каких обстоятельствах не вправе заставлять это делать. Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве сочинских супермаркетов призывы оставлять вещи на входе носят рекомендательный характер с мягкой формулировкой «для вашего удобства». Но вот предупреждение о «безответственности» по сути своей вне закона.
   Фактически, сдав сумку, потребитель заключает с магазином договор о предоставлении услуги по хранению вещей, свидетельством которого является ключ от ячейки — подобно номерку из гардероба. Однако судиться-рядиться с администрацией супермаркета в случае пропажи бывает крайне сложно. Главный аргумент магазина в таких случаях заключается в том, что договор хранения не заключался, поскольку вещи никто не принимал и не выдавал, а посетитель сам клал сумку в шкафчик. Но если следовать той же логике, то в магазинах самообслуживания, коими и являются супермаркеты, товар покупателям тоже никто не выдает — люди берут его сами. Означает ли это, что договор купли-продажи также не заключается? А на каком основании мы в таком случае несем в кассу деньги?
   Отдельно имеет смысл вспомнить о практике заворачивания личных вещей покупателей в термопленку, которая имеет место в некоторых супермаркетах. В Сочи такого пока не встретишь, но в крупные города Краснодарского края такая тенденция уже добралась. Однако супермаркет — не аэропорт, и любые телодвижения его сотрудников по отношению к личным вещам покупателя возможны лишь с позволения владельца. Не хотите оставлять сумки в ячейке или обматывать термопленкой, а охранник подозревает в вас потенциального воришку и волнуется за товары? Предложите ему следовать за вами по магазину и контролировать процесс покупок. Ведь, если вдуматься, за это он и получает зарплату.

   Опись, протокол, отпечатки?
   Крайне редко, но все же случается, что работники магазина в категоричной форме настаивают на том, чтобы покупатель оставил личные вещи в шкафчике, в противном случае его отказываются пропустить внутрь. В таких случаях сотрудники супермаркета нарушают принцип публичности договора, также оговоренный в Гражданском кодексе, поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров при наличии такой возможности. А пронесенная в зал сумка продаже никак не препятствует.
   Чисто по-человечески, чтобы избежать инцидентов, подобных тому, который был описан нашей читательницей, можно предупредить сотрудников супермаркета, что у вас при себе есть вещь, аналогичная имеющемуся в магазине товару. Однако это тоже дело добровольное. Потому как уже проблемой администрации торгового заведения будет доказать, что вещь взяли с прилавка именно этого магазина. Есть ведь и соответствующая маркировка партии товара, и штрих-коды на упаковках, и накладные. Да и презумпцию невиновности еще никто не отменял. В некоторых случаях — такое бывает в крупных магазинах, торгующих бытовой техникой, — охранники на выходе сверяют купленный товар, отмечая его маркером на чеке. Но и в этом случае они не правы. Хотя бы потому, что с того момента, как вы оплатили покупку, это уже ваша личная вещь, как и пакет, в котором она лежит, — исключительно ваша собственность. И никаких прав досматривать вас охранник не имеет. А потому в вежливой форме может быть отправлен вместе со своим маркером по вполне конкретному адресу.
   Еще в 1994 году появилось письмо Роскомторга «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли», где сказано, что сотрудники магазина не должны требовать от покупателей при входе предъявления приобретенных в других магазинах товаров, а при выходе не имеют права осматривать личные вещи. А если уж охранники чересчур бдительны и подозревают вас в попытке скрытно вынести товар, то они могут лишь вызвать на подмогу милицию, что допускается законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Поскольку правом досмотра обладает только сотрудник правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. Ну а с милицией связываться — песня особая. Как говорится, «опись, протокол, отпечатки пальцев». Так что сотрудники магазина пойдут на такой шаг лишь в случае реальных подозрений. Кстати, вы и сами можете предложить обратиться в правоохранительные органы. Но предупредить, что, когда ваша невиновность будет доказана, потребуете официальных письменных объяснений и извинений администрации, на основании которых оставляете за собой право обратиться в суд. Скорее всего, на этом инцидент будет исчерпан.

   Давайте жить дружно!
   И все-таки, если конфликта избежать не удалось и охранник в магазине превысил свои полномочия, можно написать заявление в ОВД по месту регистрации охранного предприятия. Оттуда жалоба пересылается в соответствующую службу, где была выдана лицензия на деятельность этой структуры. Ваше заявление в милицию на сотрудника службы безопасности может стать причиной проверки предприятия со стороны контролирующих органов. А обращением в Роспотребнадзор можно усилить эффект: в этом случае неприятности ждут администрацию магазина. Это же имеет смысл в тех случаях, когда охранники — сотрудники не охранного предприятия, а самого супермаркета. С жалобой на наиболее грубые нарушения — например, о применении физической силы — со стороны охраны стоит обращаться в прокуратуру: только она может найти признаки уголовного дела.
   Ну, а владельцам магазинов не помешает сделать выводы. Ведь предотвратить стычки с охраной и прочие неприятности достаточно просто. Стоит лишь заменить на действительно надежные ячейки нынешние расшатанные старые, где и ключи, откровенно говоря, довольно часто оказываются взаимозаменяемыми. И, конечно, гарантировать сохранность вещей. А ко всему прочему объяснить своим сотрудникам их права и, самое главное, обязанности. Есть еще и негласное правило, что клиент всегда прав, и такое немаловажное понятие, как имидж предприятия. С заботой о нем будет гораздо спокойнее, уж поверьте.
   P.S. При необходимости можете ссылаться на ГК РФ (главы 27 (ст. 426) и 47 (ст. 886, 891, 902) и письмо Роскомторга от 17.03.94 г. № 1-314/32-9).

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT