О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Небо и земля

   На кладбище — вакханалия. Так жестко и несколько эмоционально обозначают ситуацию с местами погребения наши читатели в своих письмах в редакцию. О том, что на кладбище не все спокойно, — говорилось давно: депутаты еще полгода назад выезжали комиссией «на место»: слишком много «сигналов» шло с погоста — прежде всего с кладбища у села Барановка — основного места захоронения для Центрального района. Судя по фактам, обнародованным сначала депутатами, а немного спустя и контрольно-ревизионным управлением, такое состояние, как «бардак», преследует барановское кладбище со времен основания. Иным местам захоронений повезло в той или иной мере больше.

   О том, что старое сочинское кладбище, что на улице Дагомысская, исчерпало свой ресурс, было известно еще в начале 90-х годов прошлого века. Территория для нового кладбища подыскивалась мучительно. И вот в 1997 году правительство РФ издало постановление о строительстве нового кладбища на горе Моисей и (внимание!) строительстве там же крематория. Более того, ввод в эксплуатацию кладбища и запуск крематория рассматривались этим постановлением как одно событие. Потому как без колумбария, при захоронениях «классическим» способом, новое кладбище исчерпает свой расчетный ресурс на 20 лет раньше проектного срока. Что и происходит: емкости нынешнего кладбища хватит еще максимум на 2 года. Идеи строительства крематория время от времени возникают у частных лиц. Но такое предприятие обязано быть муниципальным, так что пока живем без него.
   Благоустроенная часть кладбища — с дорожками, проездами, возможностью вовремя убирать снег — кладбище довольно высоко, так что снег там не редкость — уже заполнена. На местах новых захоронений, говорят, в феврале были бурты из спрессованного снега по пояс.
   Расчетная стоимость строительства кладбища в Барановке — 90 млн рублей. Здесь и организация водоснабжения-водоотведения, прокладка дорожек, троп, уборка и еще ряд мероприятий, главное из которых — комплекс укрепительных работ. Но так как ведутся они не самыми ударными темпами, то проблема будет снята не скоро. Прибавляет проблем и ручей, пересекающий территорию. «Закон о погребении Краснодарского края» на этот счет говорит довольно туманно: запрещено устройство кладбищ на берегах открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей. Летом из этого ручья берут воду для нехитрых кладбищенских бытовых нужд: плиту помыть, цветы полить, а весной с неизбежным течением воды по склону все «добро» с кладбищенской территории потихоньку смывается в ручей, а уж он несет все в море.
   Много нареканий вызывает настоятельная просьба — точнее запрет — на установку на кладбище лавочек-столиков. Ограничения выглядят более чем странно. Да, образец для подражания здесь очевиден — «русские» кладбища Франции и Германии выглядят очень опрятно: ровные ряды могил, унифицированные кресты. У нас же играют роль и просто обычай устанавливать у мест погребения столы, и элементарная необходимость: люди к местам захоронений идут пешком довольно далеко и все — в горку. Лавочки нужны. Но существуют и «Правила организации коммунальных кладбищ» 1982 года издания, которые никто не отменял. Так что МУП «Ритуальные услуги», в ведении которого находятся городские кладбища, выдвигает запрет вполне обоснованно.
   Но если уж жалуются люди на работу этого муниципального предприятия, то не столько на запреты, сколько на «разрешающие» поборы. Поэтому жесткость оценки, данной работе «Ритуальных услуг» на одном из совещаний, крепится фактами, рисующими деятельность предприятия в довольно оригинальном свете.
   МУП «Ритуальные услуги» создавалось с тем, чтобы на кладбищах — буквально на всех городских кладбищах — был порядок. Предприятию даны определенные льготы по налогам, и, казалось бы, МУП должно все вопросы с городской администрацией решать в оперативном порядке, в режиме максимального благоприятствования: все-таки очень важна для города эта организация. Благоприятствование есть, но не в самой понятной форме. С одной стороны, у муниципального предприятия — налоговые льготы, у него же и бюджетные ассигнования. В частности, в прошлом году — 7,7 млн рублей. Что же имеем с другой стороны — показала проверка, недавно проведенная контрольно-счетной палатой. Ее результаты поставили столько вопросов, что, возможно, поиском ответов теперь будет заниматься совсем другая структура. К примеру, в Лазаревском районе 53 кладбища. 8 из них «Ритуальные услуги» признали «своими», а значит 45 — де-юре бесхозные.
   Увы, но по некоторым признакам, и на кладбищах, признаваемых МУПом «за свои», де-юре хозяина нет. По данным контрольно-счетной палаты правоустанавливающие документы на землю под кладбищами практически отсутствуют. Но, несмотря на это, МУП «Ритуальные услуги населению» главную свою функцию, похоже, видит в выделении земель для погребения. Так или иначе, но чистая прибыль за прошлый год у этого предприятия — почти 1,5 млн рублей. Похвально, да? При этом, предприятие даже не занимается уборкой территории! Да, в городе сложилась ситуация, что убирают на кладбищах «Ритуальных услуг» другие предприятия, которые получают заказы на уборку по тендерам, проводимым в районных администрациях. Конечно, во многом состояние кладбищ — вопрос отношения людей к своей семье. И ассигнования на саночистку не столь велики: на высокогорное кладбище выделяется 710 тысяч рублей в год. Но недаром же создавалось МУП: невозможно содержание кладбища переложить целиком на плечи родственников. На Барановке сегодня уборкой занимается ООО «Мирана», и результаты ее работы может оценить каждый сам, но выездные проверки раз за разом констатируют: «состояние неудовлетворительное». А оказывают «платные и дополнительные услуги» — третьи предприятия! Результат этой совместной деятельности удручающ. Просто когда родственникам необходимы услуги кладбища, им не до споров: какую цену назовут — столько и заплатят. Быть может, именно поэтому старания смягчить материальный удар, неизбежно сопровождающий похороны, вызывает лишь тоску: матпомощь, которую можно оформить на погребение, — туда включаются минимальные услуги и гроб — увеличили до 4000 рублей. Немногим меньше сегодня с людей затребуют «копачи» на Барановке.
   И небольшая ремарка (хотелось бы, чтобы в ней никто не почувствовал упрека, а лишь констатацию). Неподалеку от кладбища на Барановке находится «армянское» кладбище. Есть подозрение, что МУП туда просто не пустили… И разнятся эти кладбища, как небо и земля.

Юлия ЗУЕВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT