О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

НИЖЕ ГОРОДСКОЙ ЧЕРТЫ

   Один очень уважаемый в Сочи человек часто твердил, что не любит переходы. В качестве причины ссылался на суеверие: мол, ни к чему это — раньше времени спускаться под землю, ниже городской черты. Так и переходил проезжую часть — как придется. И по «зебрам», и где попало. Интересно, что этот уважаемый человек сказал бы о переходах сегодня?

   С тех «суеверных» пор минуло более 15 лет. В годы становления постсоветской России у властей страны и города было столько забот, что еще, казалось бы, проблему переходов в зубы — и полный «привет». А тем временем подземную территорию делили между собой профессиональные «нищие», мелкие перекупщики и даже террористы-смертники. Последние — к счастью, не в Сочи. Впрочем, со времен демократической юности изменилось многое. Цивилизация добралась-таки и до «нижних этажей» российских городов. «Нищих» сменили вольные музыканты, перекупщиков — бизнесмены в благоустроенных палатках, а криминальные элементы потеснились под натиском правоохранительных органов. Где-то переходы почистили и покрасили, где-то капитально облагородили. И тут уже никакие суеверия не должны бы пугать. Однако — пугают…
   Переход переходу, конечно, рознь. Вот, к примеру, около парка «Ривьера» — два. Их даже не отремонтировали, а построили с нуля. Аккурат к прошлому летнему сезону. Здесь чисто и светло, охрана есть. И если потребуется человеку в инвалидной коляске проехать, пожалуйста: специальные подъемники к вашим услугам. Удручает, правда, что в окрестностях этих переходов инфраструктура практически не приспособлена для передвижения маломобильных людей. Да и спецлифтами без посторонней помощи воспользоваться вроде как и не моги. Но не о том речь. В самих переходах — тишь да благодать: уютно, просторно и тихо. Хоть живи тут, ей богу.
   Другая подземная «сладкая парочка», что рядом с мостом около центрального рынка, словно кричит во весь голос: вот он, Сочи — город контрастов. Если переход с правой стороны реки недавно реконструировали, выложив декоративной плиткой, то «подземку» на левом берегу, судя по всему, лишь капитально почистили. Надписей на стенах стало заметно меньше, но сам переход все такой же мрачный и странно пахнущий. По ночам в него по-прежнему страшно спускаться. Зато днем покой и правопорядок поддерживаются за счет наличия в переходе бабушек-старушек с нехитрым и, откровенно говоря, мало кому нужным товаром. Сверку лиц тут, конечно, никто не проводил, но, говорят, это те самые бабушки, что до недавнего времени на стихийном рынке, прозванном в народе «трубой», торговали. Сами бабушки-старушки говорить на эту тему не слишком любят и от расспросов уклоняются, делая вид, что ну очень уж заняты своим ассортиментом. Из-за разложенного прямо на земле товара пройти в переходе сложно. Не спасают даже деревянные полки на стенах, которые соорудили для подземной мини-барахолки, по слухам, чуть ли не по распоряжению «сверху». Полки пустуют, потому как на них проходящий мимо народ точно заглядываться не станет. Во второй половине дня пустеет и сам переход: бабушки перебираются наружу, обустраиваясь на ближних рубежах, где есть хоть какая-то «проходимость». Да и запахи подземелья для пожилых людей — как дуст для таракана. С торговлей в благоустроенном правом переходе — вообще туго. Там тоже полочки, светло и не пахнет. А после дождей, говорят, вроде как и затапливать не должно, как раньше. Но место, с торгово-экономической точки зрения, непроходное. А потому торгующий люд тоже старается держаться поверхности.
   То, что стихийный рынок на трубе совсем не красил город, бесспорно. И то, что безальтернативно разгонять его было бы не по-людски, тоже очевидно. Поскольку для большинства «стихийных» торговцев этот мало кому нужный товар — зачастую единственный способ хоть как-то прожить, не протянув ноги. С другой стороны, спрятать проблему под землю — наверное, все же не соломоново решение. А поскольку именно эти переходы, судя по всему, оказались не слишком привлекательными с точки зрения ведения бизнеса, то проблема стихийной торговли о себе еще напомнит.
   Хотя логика понятна: почему бы бабушкам-старушкам не позволить торговать в подземных переходах, если там уже прочно обосновался так называемый мелкий бизнес в виде всевозможных шкафчиков и столиков. Переход около железнодорожного вокзала Сочи в разгар дня полон людей. Кто-то продает, кто-то покупает, а некоторые просто пытаются добраться из одного конца в другой через узкий перешеек, оставшийся от торгового изобилия. Тут тебе и сочинские сувениры турецкого производства, и новинки мировой киноиндустрии на пиратских дисках, и какие-то суперцелебные платки из овечьей шерсти. Люд бывалый рекомендует, спускаясь в этот переход, покрепче держаться за сумки и внимательнее присматривать за собственными карманами. Тот же бывалый люд, по причинам до печального схожим, в вечернее и ночное время в «подземку» старается не соваться, пользуясь альтернативными маршрутами. Охрана здесь по ночам, конечно, имеется. Но сами ведь понимаете: не переход и не людей в нем охраняют. А потому свежие надписи на стенах нет-нет, а появляются.
   Радует опрятностью и цивилизацией подземный переход на Платановой аллее. Чисто, светло, а в вечерние часы, если повезет, можно даже насладиться пением сочинских бардов. Репертуар, правда, большей частью заимствованный, но слушать такое пение под гитару во сто крат приятнее, чем надоевшие концерты всевозможных звезд и звездулечек по телевизору. Торговые точки, понятное дело, наличествуют, поскольку место очень даже массовое — в день здесь снуют тысячи прохожих. Вместе с тем торговлю упорядочили. Отвели места больше, чем просто шкафчик, предусмотрев и стол, и стул, но запретили заступать за «черту». Однако просторнее от такого «порядка», конечно, не стало, ибо торговля занимает почти половину пространства. А потому — мельтешение лиц и толкотня. Хотя — и это странно — какого-то особого раздражения ситуация у людей не вызывает. Здесь и ночью можно пройти спокойно. И вовсе не оттого, что охранник есть.
   А вот в переход около Студенческой аллеи, что под Пролетарским подъемом, люди зачастую боятся спускаться даже днем. То и дело приходится выслушивать женские рассказы о домогательствах каких-то «ворюг и алкашей» и мужское ворчание в стиле «снова попросили прикурить». Стены здесь расписаны краской и изуродованы обрывками объявлений. А если песни под гитару — то чаще всего это подвыпившая молодежь резвится. Тут даже стихийная торговля не прижилась, хотя, казалось бы, тоже центр города. Ну а запах… Он говорит сам за себя. Говорит назойливо и непозволительно часто…
   Все эти подземные переходы — в центральной части курорта. Они разные: чистые и грязные, светлые и темные, уютные и опасные. А есть еще и другие переходы, в так называемых спальных районах, а то и вовсе на отшибе. Есть и их подобия — странные технологические отверстия под мостами через реку, оборудованные по краям для прохода людей. Где-то освещение даже не предусмотрено, где-то потопы после каждого дождя, а где-то попросту воняет. В одних переходах торгуют, в других поют, в третьих грабят. Таких, как около «Ривьеры», крайне мало.
   Сколько сегодня в Сочи подземных переходов отвечает европейским стандартам, чиновники скромно умалчивают. А люди — как жители Сочи, так и гости курорта — изобретают все новые и новые суеверия, лишь бы не спускаться лишний раз под землю. Мало ли что…

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT