О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЖИТЬ НУЖНО ПО ДОХОДАМ!

   Бюджет любого муниципалитета, и Сочи — не исключение, зависит от налоговых поступлений и умения рассчитывать траты. Основа экономического благополучия и грамотного планирования — в соблюдении баланса между доходами и расходами. Однако, как показало первое полугодие, взвешенно подходить к оценке доходных возможностей получается не всегда.

   Именно несбалансированность бюджета стала причиной критики, высказанной вице-губернатором Иваном Перонко на расширенном краевом совещании о финансовых итогах шести месяцев 2009 года в адрес Сочи. Планка по доходам была поставлена слишком высоко. Завышенные ожидания плановых поступлений (по прогнозам — 115,8 процента) повлекли за собой слишком амбициозные решения по расходам (93,3 соответственно). С учетом налоговых и неналоговых поступлений бюджет получил 2 233 979,6 тыс. рублей, за минусом более 71 миллиона рублей.
   Перонко отметил, что неправильные расчеты бюджета могут привести муниципалитеты к непредвиденным ситуациям и росту дебиторской задолженности:
   — Она сейчас возросла на 2,4 миллиарда рублей. Было бы неплохо такие бюджеты перевести на «ручное» управление, — предложил вице-губернатор главе администрации Краснодарского края Александру Ткачеву.
   На темпах роста отразилось снижение поступлений налога на вмененный доход, налогов на доходы и имущество физических лиц, транспортного, сельскохозяйственного налога. Что касается НДФЛ, его рост обеспечила олимпийская стройка (113 процентов, или 767,7 млн руб. по отношению к прошлогодним 692,7 млн руб.). Сегодня более 100 подрядных организаций стали на налоговый учет в Сочи. В результате консолидированный бюджет края получил почти миллиард рублей. Но и эта цифра гораздо скромнее ожиданий. Планировалось, что казна за счет строительства олимпийских объектов получит гораздо больше.
   — Считаю недостаточными усилия своих коллег в этом направлении, — прокомментировал ситуацию первый заместитель главы города Сочи Анатолий Рыков. — По последним данным ФМС по Краснодарскому краю, на строительстве олимпийских объектов в Сочи трудятся 10 тысяч российских и 350 иностранных рабочих. Это серьезная нагрузка на инфраструктуру города, и мы имеем право на получение своих средств. Еще раз следует обратить на это внимание и подрядных организаций, структур, призванных обеспечивать соблюдение действующего трудового законодательства.
   Сложная ситуация по ЕНВД. В сравнении с этим же периодом прошлого года снижение ощутимое (результат 2008 года — 172 млн 270 тыс. рублей, текущего -169 млн 232 тыс. рублей). Не на полную мощь используют резервы по обеспечению доходной части бюджета отдельные подразделения городской администрации.
   В основном показатели снизились в сфере торговли. И это притом, говорит первый вице-мэр, что условия для ведения предпринимательской деятельности на курорте созданы все. Даны права заключать договоры аренды сроком на пять лет, что служит дополнительной гарантией ведения успешного бизнеса, согласно законодательству, всевозможные контролирующие структуры теперь не могут вмешиваться в деятельность их предприятий. Тем не менее отдача уменьшилась. Работа отрасли потребительского рынка и услуг (руководитель Никончук А.Ю.) на финансовой планерке первым заместителем главы города Сочи была признана неудовлетворительной.
   Сравнительный анализ поступлений, отчеты мобильных групп наглядно демонстрируют, насколько серьезно или несерьезно отнеслись управления к вопросу сбора налогов. В качестве положительного примера можно привести управление по курортному делу и туризму (начальник Широких В.В.), где плановое задание выполнено на 91,8 процента. Курорт был и остается фундаментом экономики города.
   Допустило снижение налоговых поступлений в сравнении с данными 2008 года и управление сельского хозяйства и продовольствия. Запланировано было собрать 48,2 млн рублей, а по факту получилось только 35,4. Хотя неоднократно руководителю отрасли давались рекомендации. Не раскрыт потенциал овощеводства. Также не ведется систематическая работа в отношении садоводства и виноградарства. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения (по последним данным, общая площадь сельхозугодий на курорте насчитывает порядка 11 тысяч гектаров) простаивает. Эффективность использования площадей крестьянско-фермерскими хозяйствами низкая. Из 891 гектара, занятых садами, не возделываются 487, это 55 процентов. Поэтому доводы начальника управления (Савенков В.М.) не могут быть в полном объеме приняты во внимание, считает Анатолий Рыков.
   Усилия администраций внутригородских районов Сочи по выполнению планового задания по налоговым доходам были оценены столь же низко. Хуже всего выглядит Центральный район (руководитель Яшнов И.Н.). Так, при наличии задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 4 860 тыс. руб., было погашено всего 32,1 тыс. руб. Удельный вес резервов этого района, фактически перечисленных в бюджет, — 28,5 процента. В Хостинском районе (Турков В.П.) сбор по НИФЛ составил 332,3 тысячи рублей при задолженности 7 361 тыс. рублей.
   Львиная доля задолженности приходится на транспортный налог — 249 миллионов рублей. Учитывая то, что на курорте насчитывается 120 тысяч единиц транспорта, платежи поступают только от 83 тысяч владельцев. Рычаги влияния, при желании, можно было бы найти и здесь. Исправить ситуацию помогла бы постоянная и совместная работа всех служб с базами данных по недоимщикам.
   Главы у себя на местах обязаны контролировать, насколько полно и своевременно дается информация для жителей районов о порядке и сроках уплаты налогов, помогать создавать комфортные условия для осуществления платежей. Именно они несут ответственность за организацию работы межведомственных комиссий, которые призваны обеспечивать более полный объем поступлений транспортного, земельного, налога на имущество физических лиц. Как раз-таки эти поступления остаются в местном бюджете. Есть резервы и по неучтенным доходам, которые также нужно отрабатывать в более полном объеме.
   Результат усилий структур, курирующих неналоговые поступления, — всего 84 процента к уровню прошлого года.
   Не справился с бюджетным назначением департамент имущественных отношений, несмотря на неоднократные заверения руководителя Никитина А.П. Снижение по арендной плате за землю (21,5 процента, недополучено более 95 млн руб.), аренде помещений (менее прошлогодних результатов на 11,5 миллиона рублей). Казна города Сочи так и не дождалась поступлений от продажи права аренды на земельные участки на открытых торгах. Это первое. А во-вторых, — не реализованы положения закона о передаче земель из федеральной собственности в собственность муниципальную, по которым бюджет мог бы получить не менее 300 миллионов рублей.
   Справедливости ради нужно признать, что позиция, занятая Росимуществом, не дает муниципалитету воспользоваться своим правом. Как пояснил заместитель главы Сергей Юрин, по закону с момента подачи заявления, которое муниципалитет подал в отношении 457 сформированных участков, решение должно было быть принято в течение двух месяцев. Срок уже давно прошел, но решения нет. В результате на сегодняшний день бюджет уже недополучил более 14 миллионов рублей. Поэтому были подготовлены соответствующие письма на имя министра экономического развития Эльвиры Наббиулиной и в краевую прокуратуру. Следует признать, что ФЗ № 244 не работает.
   Кроме того, не поступили в полном объеме и денежные средства от потенциальных инвесторов. В связи с этим, как пояснил Анатолий Николаевич Рыков, возможно, следует вернуться к вопросу полномочий администраций районов в части сопровождения инвесторов. Те надежды, которые городская мэрия питала по отношению к главам внутригородских районов в части привлечения инвестиций за счет более внимательного их отношения к интересам именно местных инвесторов, не отразились должным образом на поступлениях в бюджет.
   — Должностные лица, возглавляющие структурные подразделения администрации, которые не выполнили плановые задания, будут привлечены к дисциплинарной ответственности, — заверил Анатолий Рыков. — Вплоть до отстранения от занимаемой должности некоторых из них. Соответствующие предложения главе города Сочи уже поступили. Сегодня нам требуются люди, способные креативно мыслить и работать сутками, в прямом смысле этого слова. Это требование времени.
   Учитывая все вышеназванные факторы, во втором полугодии 2009 года необходимо обеспечить сбалансирование бюджета города. Как? По мнению первого вице-мэра, жестко сопоставляя расходную и доходную части:
   — Жить нужно по средствам, четко рассчитывая свои возможности! Ситуация серьезная. Нельзя забывать и о долгах. Во втором полугодии нужно погасить кредитные обязательства, взятые еще в 2008 году, в размере 80 миллионов (в первом мы погасили 400 млн руб., оставшихся с 2007 года). 260 миллионов — такова сумма лизинговых платежей за покупку автобусов для МУП «Сочиавтотранс». А еще предстоят траты на выполнение решений судебных инстанций, признавших договоры по продаже земельных участков, которые были заключены еще два года назад, ничтожными. Таким образом, мы должны вернуть покупателям 160 миллионов.
   Способы, с помощью которых можно добиться требуемой сбалансированности, оптимизации бюджета, имеются. Во-первых, все отраслевые управления получили задание пересмотреть взятые расходные обязательства в сторону уменьшения. Во-вторых, планируется радикальное сокращение численности муниципальных учреждений, дублирующих функции структурных подразделений городской администрации, но по итогам анализа их деятельности. Необходимо также сократить расходы на содержание и аппарата мэрии. Такое поручение уже дано главой города Анатолием Пахомовым. Под жесткий контроль будут взяты все расходы чиновников.
   Подлежит пересмотру подход к бесплатному проезду на общественном транспорте (имеется в виду компенсация межтарифной разницы из бюджета), который ведет МУП «Сочиавтотранс» к банкротству.
   Наконец, пора отказаться от уравнительного принципа, который применяется при муниципальных доплатах пенсионерам вне зависимости от размера пенсии. В расчете на одного человека это 500 рублей, а в общей сумме бюджет тратит более 700 миллионов рублей! К тому же аналогов этим расходным обязательствам не имеется не только на территории края, но и других регионов страны. Пенсионное обеспечение является прерогативой федеральной власти, и правительство РФ уделяет этому много внимания.
   В полном объеме выполнение структурными подразделениями администрации города Сочи задач по обеспечению дохода в бюджет должно привести, прежде всего, к безусловному выполнению социальных обязательств перед жителями курорта.
   Работа всех сфер экономики является той самой формулой успеха в выполнении бюджетных обязательств, которую вывел губернатор края Александр Ткачев на расширенном совещании о финансовых итогах за первое полугодие 2009 года. Кубань, даже несмотря на мировой экономический кризис, продолжает оставаться благополучным регионом, лидером в Южном федеральном округе.
   Но потенциал по сборам налогов нужно развивать, тем более муниципалитетам, и, прежде всего, реально оценивая свой потенциал. К примеру, общие показатели Сочи по сбору налогов, в сравнении с другими муниципальными образованиями края — Краснодаром, Геленджиком, Анапой, Туапсе, ставят его в число лидеров. Но эталонных ста процентов темпы роста доходов к уровню прошлого года не достигли. Это серьезный повод более тщательно взвесить возможности, без всяких погрешностей.

Пресс-служба администрации города Сочи

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT