О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

БОЛЬШАЯ РУБКА

Кто, почему и как валит деревья в Сочи

   Сочи еще только боролся за право принять Олимпийские игры, но уже тогда в Сочинском национальном парке были сокращены квоты на вырубку леса почти в пять раз — остались только «санитарные» рубки. Это было сделано во многом потому, что экология и охрана природы являются приоритетными для МОК, и не докажи Сочи свою верность «зеленым» идеалам — Олимпиада ушла бы в Корею.
   Практически параллельно с этими событиями произошла и еще пара, казалось бы, чисто структурно-чиновнических изменений. Во-первых, у национальных парков страны забрали прерогативу выписывать «лесные билеты», дающие право на порубки. Во-вторых, Сочи окончательно «отделили» от национального парка, и если ранее администрация города — ее управление лесопаркового хозяйства — хотя бы номинально имела возможность контролировать отдельные сферы жизнедеятельности нацпарка, то сегодня город может контролировать только некоторые его рекреационные объекты, и то лишь с «туристической» стороны. А вот проблема вырубки деревьев в Сочи от этих изменений лишь обострилась. И тем более в эти предзимние дни, когда буквально через неделю должен начаться отопительный сезон. Впрочем, многих сочинцев он не затронет — в их домах нет централизованного отопления, а значит, все опять упирается в дрова.

   Проблема первая: что нам стоит?
   Не были бы эти изменения так заметны и не стоили бы они обсуждения, если бы не один печальный факт из жизни нашего города: в двадцать первом веке огромное число сочинцев (по разным оценкам от 15 до 40 процентов!) живет в домах с печным отоплением. Каждый из этих сочинцев осень встречает, одной проблемой: как купить дрова? Не «где», а именно «как». И в этой поленнице проблем намного больше, чем кажется на первый взгляд, и зачастую они грозят различными карами, вплоть до уголовных.
   По большому счету, кто хочет купить дрова — тот их купит. Были бы деньги. Из городской квартиры глядя, принято считать, что печное отопление — довольно экономичный способ согреть родные квадратные метры. Ведь дороговизна центрального отопления в самом теплом городе страны уже вошла в притчи, и даже городские депутаты, озаботившись непомерностью платежей горожан за отопление, предпринимали попытки (провалившиеся) разнести оплату за зимнее тепло по коммунальным счетам всего года. Решение пытались принять из-за массовых неплатежей, а те, в свою очередь, происходили из-за дороговизны услуги. У жителей «с печками» проблем с этими квитанциями нет. Но если не найдется у них возможности перед отопительным сезоном купить дрова, их распилить и поколоть — никакие ссылки на самые теплые в России зимы им не помогут пережить холода. За зиму печное отопление дома в 40 квадратных метров требует около тонны угля и минимум машину (5 кубометров) дров. Уголь отгружается сегодня по цене 7 тысяч рублей за тонну (в некоторых поселках с учетом доставки — дороже), дрова идут по 8 тысяч рублей за 5 кубометров.
   Официально средняя зарплата в Сочи превышает 15 тысяч рублей, но заглянем в любой дом среднего сочинского села и убедимся: здесь уровень доходов ниже, причем во много раз. А отопление, как видим, обходится дороже. Для некоторых домохозяйств зимнее соотношение дрова/доход равно.

   Проблема вторая: откуда дровишки?
   Среднего европейца — гостя лучшего курорта страны — трудно убедить в том, что дрова сочинцам необходимы не для декоративно-каминных целей. Но в том, что запросто приехать на «знакомом тракторе» в лес и напилить «Дружбой» дров для личной надобности нельзя, законопослушного жителя правового государства убеждать нет необходимости. Тем печальнее выглядит солохаульская пенсионерка, все лето таскающая во двор сухие ветки — пенсии на дрова не хватает. Есть, правда, еще один небольшой источник дров: в газетах бесплатных объявлений он обозначается так: «Отдам дрова. Самовывоз». Эти объявления дают счастливцы, в дома которых все-таки пришел газ. Но, к несчастью, пенсионерка не одинока, и, к ужасу, такие пенсионерки есть и в газифицированных поселках. Вроде и газ рядом, да вот беда, на ввод в дом и подключение, опять же, нет денег. И боятся люди, рубящие в нацпарке сухостой, что придет лесник и составит зловещий «протокол». Статья «незаконная вырубка» — «милицейская» и предусматривает наказание в виде штрафа. А от этого еще боязней. Но необходимо признать, что реально таких разбирательств практически не бывает.
   Но откуда же дрова на машинах, что стоят на объездной дороге? Даже беглый обзор показывает, что их — пиленых, колотых — очень много, и, по большому счету, существующий спрос они удовлетворяют.
   При частной беседе вопрос на тему, везут ли в Сочи дрова через пост Магри, у сотрудников ДПС вызывает здоровый смех. Более того, практически у каждого продавца дров есть разрешение на санитарную вырубку, так что законное происхождение этого множества дров журналистскими силами не оспоришь. Хотя косвенные признаки — от собственно количества дров до марок личных автомобилей некоторых «работников леса» в сравнении с их официальными зарплатами подсказывают, что, возможно, дровишки вывезены относительно нечестным способом и доход, полученный от их продажи, пойдет не на охрану природы.
   Вот откуда уж точно не везут дрова, так это с территорий, прилегающих к строительству совмещенной дороги из Адлера в Красную Поляну.

   Проблема третья, узко расположенная: краснокнижных — в топку!
   Действующая при Росприроднадзоре комиссия в середине сентября рассмотрела заявку ДКРС — Сочи ОАО «РЖД» на (цитата) «изъятие объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, при строительстве совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна».
   «Изъять», то есть уничтожить, предстоит 35 тысяч краснокнижных растений, которые мешают строительству этой дороги. Прежде всего, самшита колхидского — так как по трассе дороги произрастают обширные лесные массивы этого вида. Комиссия была собрана в экстренном порядке в связи с острейшей необходимостью «узаконивания» строительства совмещенной дороги, являющейся крупнейшим объектом, возводимым в связи с подготовкой к Олимпийским играм 2014 года.
   Идет «изъятие» из природной среды 46 видов растений с целью… проведения природоохранных мероприятий при строительстве совмещенной дороги. Но факт есть факт: рубка идет, и она действительно необходима, раз уж Сочи взялся за Олимпиаду.
   Другое дело, где они, эти 35 тысяч деревьев? Может быть, это они продаются колотые-пиленые на объездной? Отнюдь. Они соштабелированы и долго лежат чуть поодаль от дороги. Жители маленьких поселков, которым дрова очень нужны, утверждают, что продавать спиленные под прокладку дороги деревья запрещено — «чтобы не воровали и коррупции не было». Но не исключено, что причина банальнее и головотяпнее. У солидной организации, которой, безусловно, являются Российские железные дороги, просто нет уставных целей зарабатывать на реализации дров. Но эта проблема не будет долго лежать штабелем. К примеру, бук, если его не просушить, сгнивает в нашем климате за какие-то пару месяцев. За полгода — превращается в труху. Сложнее с самшитом — он гниет дольше. В прошлом месяце РЖД провели более «внятную» экологическую кампанию: неподалеку от Ахштыря были высажены саженцы самшита. В память об этом важном событии позднее был дан банкет.

   Проблема четвертая: ненормативная
   Возможно, большинству горожан эти проблемы покажутся довольно отдаленными. Но вот еще «картинка с рубки», от обеспеченности сельских жителей дровами действительно далекая, зато к экологии города примыкающая вплотную. Недавно состоялось рядовое событие, особого внимания прессы и общественности не привлекшее: ряд чиновников совершили обход улицы Донской. Но не с привычной целью выявить бардак и навести порядок, а с целью на местности выяснить, как будет выглядеть улица после глобальной реконструкции. Необходимость реконструкции продиктована насущным: к Олимпиаде надо привести проезжую часть в соответствие с нормативами. Ненормативными являются все четыре полосы Донской — каждая из них уже положенного в среднем на полметра и более. Не хватает примерно три метра. Решено: расширять. Но за счет чего? Верно, за счет рабаток и деревьев. Во имя норматизации дороги будет вырублено 437 деревьев, из них 278 — платаны. Картинки апокалипсиса — от дороги, вплотную подобравшейся к окнам общежитий на Молодежной, до жути от одной из основных улиц курорта без единого деревца — каждый нарисует себе сам. Добавлю лишь, что срок реализации проекта — 2010-2011 годы.

Софья ИВАНОВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT