О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ПОЖАЛУЙСТА, ПОВЕЖЛИВЕЕ С КАДРАМИ…

   «Проблема кадров в Сочи обостряется не только вследствие ограниченности людских ресурсов города-курорта, но и из-за своеобразной психологии жителей, считающих неприемлемым для себя работать в качестве рядового обслуживающего персонала», — с такой фразой выступил на прошедшей в столице конференции по проблеме подготовки кадров для обслуживания Универсиады-2013 и Олимпиады-2014 ректор Московского государственного университета сервиса А. Федулин.

   «Кочка» зрения
   Вообще-то с такой же долей достоверности (и безнаказанности за сказанное) можно говорить, что все американцы — тупые и толстые (или наоборот, успешные и улыбчивые, как Брэд Питт), все корейцы едят собак, чукчи — простоватые, а евреи — продуманные и т.п. Признаем ли мы, сочинцы, такую оценку, или она кроме раздражения способна вызвать только желание никогда не встречаться лично с уважаемым ректором солидного столичного вуза, но факт остается фактом: нас воспринимают так, и что бы мы ни делали — все будет расцениваться как подтверждение именно этой теории.
   В результате этого — не вчера появившегося — мнения, Сочи стал действительно уникальным городом, в котором человек, не имеющий местной прописки, подчас более привлекателен при приеме на работу, чем коренной житель. Это несколько противоречит здравому смыслу и трудовому законодательству, и хотя приглашение варягов — древняя русская традиция, в Сочи она принимает совсем уж гипертрофированные формы, и примеры именно такого распределения приоритетов мы видим на всех уровнях: от официантов в прибрежных кафе до администрации города.
   Жалобы на ситуацию с кадрами г-на Федулина связаны с тем, что для сочинской Олимпиады требуется, по подсчетам оргкомитета «Сочи-2014», 170 тысяч человек. По его мнению, сочинцы массово ратуют за то, чтобы на время проведения Игр завезти требуемый персонал из какой-нибудь трудолюбивой страны — лучше всего из Китая, чтобы потом, после Олимпиады и окончания действия их рабочих виз, иметь законные основания помахать им вслед белыми благодарственными платочками.
   Но с проблемой кадров, необходимых для собственно проведения Игр, вплотную еще только предстоит столкнуться. А вот олимпийские стройки уже живут в этом режиме. По официальным данным, на текущий момент здесь работает порядка 15 тыс. приезжих, а к концу года эта цифра может вырасти до 70 тыс. человек. Среди сочинцев такое количество найти чисто физически не представляется возможным. Да и сама цифра может оказаться лукавой. К примеру, на презентации первого оконченного строительством дома в селе Некрасовское Д. Козак, комментируя кадровую политику, сообщил журналистам, что на тот момент на сочинских стройках работает всего чуть больше 200 приезжих. Журналисты хихикали: они верили своим глазам, а не ушам, и видели, что все 200 человек, получается, работают в Некрасовском — их выдавал особый среднеазиатский фенотип.
   По большому счету, привлечение сотрудников на работу из других регионов, как минимум, не является необычным, это та самая «внутренняя трудовая миграция», о которой не раз говорилось на самых высших уровнях власти. Но именно для Сочи почему-то это обставляется с позиции теории «сочинской лени». А быть может, стоит перестать злобствовать и брызгать слюной в сторону местных жителей и всего лишь понять очевидный факт. Сочи — город с населением менее 500 тысяч человек. Не миллион, как в Краснодаре, не три, как в Ростове, не восемнадцать, как в Москве. Просто не надо путать всероссийский масштаб его известности с его рабочим потенциалом. Именно сочинцы принимают в год по несколько миллионов отдыхающих, и обслуживающий персонал из числа «неместных» привлекает работодателей не уникальным (в Сочи якобы не водящимся) трудолюбием, а элементарным бесправием (официальное оформление на работу неместного населения сколь не просто для работодателя, столь же не часто встречается) и готовностью работать без выходных в сезон по 16 часов в смену. Что получается в итоге такой работы — читайте в каждой «жалобной книге». Между прочим, большинство гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга — а уж там не 500 тысяч жителей — черпают запас персонала в неиссякаемом источнике из «понаехавших тут».

   Тупиковая проблема?
   Но проблемы 170 тысяч недостающих Сочи кадров все это не снимает. В чем выход? М. Варакута, ведущий специалист Управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России, на официальном сайте НИИ труда имеет такой пост: «Олимпиада-2014 пройдет, но после нее Сочи кардинально изменится и станет спортивно-туристическим центром России. Поскольку в основном объекты строятся на деньги инвесторов, а главная их цель — окупаемость проектов, то даже после проведения Олимпиады спортивные объекты будут активно использоваться. А значит помимо высокоспециализированных рабочих, необходимых для строительства, квалифицированный персонал потребуется для эксплуатации и обслуживания как спортивных объектов, так и сферы инфраструктуры города. Таким образом, необходимо уже сейчас готовить инженеров по эксплуатационному обслуживанию спортивных сооружений и объектов инфраструктуры, а также менеджеров в сфере услуг, в частности гостиничного хозяйства, организации общественного питания и так далее. Это особенно актуально в связи с тем, что в регионах России, по сравнению с Европой, на данный момент сфера услуг развита слабо, тем более что в условиях кризиса (а в таких регионах, как Северный Кавказ, и до кризиса) большое количество людей находится без работы».
   Еще в позапрошлом году премьер-министр РФ В. Путин поручил создать Российский международный олимпийский университет (РМОУ). Целью этой организации должна стать подготовка кадров для проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи. В число соучредителей университета войдут оргкомитет Олимпиады-2014 и Олимпийский комитет России (ОКР). Университет создается как автономная некоммерческая организация. Ожидается, что РМОУ откроется в Сочи в 2012 году. Предполагается, что РМОУ будет готовить специалистов в области спортивного менеджмента, а в число преподавателей войдет несколько олимпийских чемпионов. Ранее сообщалось, что университетский кампус будет располагаться в олимпийском парке Сочи, однако руководитель департамента по подготовке кадров на встрече в Сочи в конце прошлого года заявил, что строиться университет будет в центре города, на нынешней территории санатория им. Мориса Тореза. Расположение вуза на золотых землях первой санитарной сочинской зоны могло бы быть спорным вопросом, но с такими попечителями места для дискуссии нет.
   В том, что у университета большое будущее, сомнений нет. Но проблема в том, что университет не научит официантку правильно расставлять приборы и приносить всем гостям за столик блюда одновременно, негде и некому обучить эту 170-тысячную армию манерам, вложить минимальный профессиональный набор, обучить хотя бы базовому иностранному языку. Не университетское дело (по большому счету) и волонтеров готовить — а их тоже придется и набрать, и обучить. Из 170 тысяч недостающих сотрудников от силы 5 тысяч требуют специального высшего образования или переобразования. Для остальных — «линейных» сотрудников — нет не то что действующей системы подготовки, нет даже мало-мальски системного подхода. Это отметил все тот же ректор МГУС.
   Меж тем, только варягами-гастарбайтерами проблему не решить. Кадры нужны не только на строительство и собственно Олимпиаду, но и на обслуживание «наследия». Практически вдвое увеличенная емкость курорта требует квалифицированного персонала и в 2014 году, и на десятилетия вперед.

   На бирже труда и…в школах
   На бирже труда — бум. Возможно, он не регистрируется официально, но он есть, и это становится очевидно каждому, кто попадает в зал первичного приема. Кстати, прием теперь ведется в огромном, светлом помещении, где ранее проводились ярмарки вакансий. Нынешняя биржа выглядит так: диванчики, новая оргтехника и… очереди. Очереди как к специалистам, так и на «посмотреть распечатку» вакансий.
   Это ли не потенциал? Увы, нет. Пожелания к «людям, делающим Олимпиаду», начинаются с четких возрастных критериев. Они редко озвучиваются вслух, но рамки эти очень четкие: до 35 лет, с опытом работы. При этом большинство посетителей биржи труда — дамы от 40 лет категории «белых воротничков».
   Сегодняшний всплеск несколько обусловлен околоторговой ситуацией — сносом ряда павильонов. Большинство вчерашних предпринимателей идут на биржу, привлеченные информацией о том, что «правительство пообещало» (почему-то именно эта формулировка встречается чаще всего) пособие по безработице более 6 тысяч рублей.
   Разочарование — жестче некуда. Перед тем, как встать на биржу труда вчерашнему индивидуальному предпринимателю (ИП), ему необходимо сняться с налогового учета в этом качестве. При этом центры занятости сегодня ориентированы строго на другую деятельность — на помощь безработным стать малыми предпринимателями. Именно на это выделяются средства, причем немалые: и документы оформить можно за госсчет, и 60 тысяч рублей субсидии получить.
   Правда, нынешние предприниматели — люди, самой жизнью наученные считать. Если они снимутся с учета, то получать будут пособие не в 5,5 тысячи рублей, а менее 800. Та же сумма ждет оставшихся без работы реализаторов, которых в свое время никто и не думал оформлять официально. Причем получать это пособие можно всего полгода. Не удивительно, что на таких условиях официальная безработица в Сочи не растет и по законам формальной логики позволяет делать высказывания в адрес сочинцев об их «ненависти к труду». Того, кто так сказал — однажды бы за прилавок на рынок, или номера поубирать недельку, или на месяц в сезон в кафе поработать.
   Еще одна сторона нежелания сочинцев «работать» — апатия и «отсутствие огня в глазах», отмечаемая множеством варягов. К примеру, есть задание, спущенное откуда-то «сверху»: обеспечить явку детей такой-то школы в 7 утра на проводы сочинской делегации в Ванкувер. Но вместо восторга: «Ура! Мы поедем провожать мэра!» — реакцией на задание становится глухой, но внятный ропот учителей, родителей и самих детей. Почему так происходит — каждый отвечает на этот вопрос сам.
   А ведь если разобраться, то поводов для ропота не очень много. Глава города, выбранного столицей следующей Олимпиады, едет в столицу Олимпиады нынешней, чтобы из рук мэра Ванкувера в торжественной обстановке получить Флаг Олимпиады — символичную эстафету. Это — одна из олимпийских традиций, такая же, как вручение медалей, гимн страны-победительницы и зажигание огня, но, быть может, чуть менее известная. Детей бы на нее не «сгонять», а «приглашать», не затаскивать силой под запись в автобусы, а дать понять им, что это важно, это и есть сопричастность к событиям мирового масштаба. Увы, но сил у организаторов, похоже, хватает не на то, чтобы донести до детей эту идею «вовлеченности», а всего лишь на то, чтобы нашим коллегам-телевизионщикам дать задание: показать, как «народ ликует». По телевизору мы увидим «правильную картинку», а ребята уедут с мероприятия с четким ощущением, что их использовали (современные дети это очень тонко чувствуют), и, возможно, со стойким отвращением ко всему, что как-то ассоциируется со словом «олимпиада». Нормальный ребенок, подросток — а таких в Сочи большинство, как бы ни хотелось представить кое-кому массу сочинских школьников аморфной и послушной из-за ограниченности и забитости, — сделает все, чтобы не дать сделать себя статистом.
   Но! Если бы дети хоть немного чувствовали ту часть «национальной идеи», которая все-таки заложена в каждой акции, посвященной Олимпиаде, и которой нам так трагически не хватает, то ни у родителей, ни у учителей и в мыслях бы не зародилось запретить ребенку ехать провожать мэра за флагом. Детям никто этого объяснить не смог, не захотел и не ставил перед собой такой задачи: их просто обязали сесть в 7 утра в автобус. И к учителям здесь вопросов нет: не надо прикрывать дыры в системе формирования патриотизма силами системы образования.
   Отторжение по элементарному закону физики — сила действия равна силе противодействия — работает в Сочи сегодня на всех уровнях. Не видеть этого уже нельзя. Но задора у желающих «поучить сочинцев работать» это не убавляет.

   Конечно, «отсталых» и «нецивилизованных» коренных обитателей Австралии признали «вполне полноценными людьми», а не представителями фауны только в 1967 году решением Верховного суда Австралии, принятым под сильным давлением ООН. Уже больше полувека их запрещено истреблять(!!!). Как к этому отнеслись аборигены, история скромно замалчивает. Но известно, что восстановили они свое право на земли традиционного обитания лишь 3 июня 1992 года, спустя два века после колонизации. Так что, привнося свое понимание «цивилизации» и «умения работать» в Сочи, стоит учитывать, что мы не аборигены Австралии в изначальном, имперском смысле этого словосочетания, как бы ни хотелось кому-то считать именно так. Мы здесь живем. И работаем.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT