О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Лаборатория слуха, или Как заработать на лжи

   «Сочи – город маленький». Это расхожее выражение часто используется не только когда хотят намекнуть о том, что практически у любых, не знакомых друг с другом сочинцев, обязательно найдутся общие знакомые, но и когда речь идет о скорости распространения информации в нашем городе. «Сарафанное радио», или, говоря языком специалистов, каналы коммуникации — эффективный и весьма оперативный способ передачи информации или… дезинформации. Причем многие пользуются им далеко не в праздных целях, а ради извлечения собственной выгоды. О наиболее изощренных способах грязной конкуренции и пойдет речь в этом материале.

   Слух — парадный вход для лжи
   В наше время проблема честности стоит остро. Увы, не в последнюю очередь из-за суровых рыночных реалий. Понятие честности и чести рискует остаться лишь в учебниках. Тем сложнее говорить о недобропорядочности в мире бизнеса, в том числе и о нечестной конкуренции. И, несмотря на то, что законами такая конкуренция ограничивается, полностью предупредить нечестные методы в погоне за финансовым благополучием пока не получается.
   — Смотрите, видите этот дом по правую сторону? Там трещина, и скоро он может рухнуть.
   — Неужели?
   — Да, об этом все в нашем городе знают.
   Такие диалоги, касающиеся жилого комплекса на улице Кубанской, раньше приходилось слышать чуть ли не ежедневно. Чего только не приписывала молва этой высотке. Досужие разговоры, не более того — складывалось тогда впечатление. На самом деле первое впечатление, недаром говорят, обманчиво. Оказывается, никакие это не досужие разговоры, а четко срежиссированные действия, за которыми стоят — кто бы вы подумали? — конкурирующие турецкие конторы, подвизавшиеся и на сочинском рынке недвижимости.

   Слухмейкеры по найму
   Как выясняется, конкуренция на рынке элитного жилья предельно жесткая. За каждого клиента, готового приобрести комфортабельную квартиру в многоэтажном доме с видом на море, идет борьба не на жизнь, а на смерть. А в условиях войны, как считают нечестные конкуренты, все средства хороши. Вот и не гнушаются самыми изощренными нечистоплотными методами борьбы с коллегами по цеху.
   Изощренность, достойная лучшего применения, состоит в следующем. Недобросовестные конкуренты сами слухи, конечно, не распространяют. Для этого они вербуют представителей разных профессий, которым приходится общаться с широким кругом людей. Кого-то используют «втемную», а кому-то приплачивают неплохую надбавку к основной зарплате. Надбавку за распространение дискредитирующей информации.
   Помните детскую забаву — испорченный телефон? Таков и принцип дальнейшего распространения информации от первоисточника — например, гида или водителя маршрутки — словом, любого человека, которому по роду профессиональной деятельности приходится общаться с неопределенным кругом горожан и гостей курорта. Услышал звон, но не знаю где он. Один говорит другому про оползень, а другой третьему уже рассказывает апокалиптическую картину снесенной цунами лифтовой шахты и т.д. Чем богаче фантазия, тем веселее слухи.

   На самом деле
   А если говорить вполне серьезно, то для горы Батарейка, в районе которой расположен жилой комплекс, действительно характерны мини-оползневые процессы. Но на дворе XXI век, и с помощью современных строительных технологий, системных мер по противооползневым мероприятиям и грамотной прокладки инженерных коммуникаций можно противостоять чему угодно. Иначе столь авторитетное ведомство как Главгосэкспертиза России никогда не выдало бы положительного заключения, суть которого сводится к тому, что конструктивная надежность сооружения сомнению не подвергается.
   Более того. Строительство жилого комплекса на улице Кубанской, можно сказать, спасло многие соседние сооружения, поскольку остановило тенденцию дрейфа построенных на горе зданий. Ведь инвестор и подрядчик, после тщательного изучения грунтов, сейсмической и гидрологической ситуации, укрепили горный склон для предотвращения оползней. Гора была упрочнена с помощью 6 мощных подпорных стен, сконструированных на 250 буронабивных сваях диаметром 1 м и глубиной 28 м. Эти меры позволили соорудить под зданием сплошное свайное основание, а также защитили от возможных оползневых процессов весь окружающий микрорайон.
   Но такие разговоры, конечно же, в маршрутках не услышишь. За правду ведь не платят.

   А как у них?
   На потребительских рынках России и Запада распространение ложной информации о конкурентах — также все активнее используется как нечестное средство борьбы. К примеру, в Смоленске в одной из газет как-то была опубликована статья о наличии в пиве определенного сорта кишечной палочки. Вот ведь парадокс: публикация появилась именно тогда, когда владелец пивного бренда активно выводил свою продукцию на региональный рынок. Грязная акция принесла эффект — продажи пива в городе упали в четыре раза и держались на этом неприлично низком уровне дней десять. Лишь когда в прессе было опубликовано опровержение, объемы продаж постепенно начали восстанавливаться.
   Кстати, спустя недолгий промежуток времени этой же пивоваренной компании конкурентами был нанесен еще один удар. В Перми по почтовым ящикам разложили местные газеты, в которых сообщалось, что любители той же марки пива могут заболеть дизентерией. Газеты, выбранные для информационной атаки, не были зарегистрированы как СМИ, а информация подтверждалась мнением экспертов не существующих в реальности организаций. В итоге пивоваренная компания понесла очередные убытки. Правда, они смогли найти человека, распространявшего ложную информацию. Тот потребовал у компании 10 тыс. долларов за прекращение своих темных делишек. Но владелец бренда не поддался шантажу и с помощью милиции добился задержания шантажиста. Милиция задержала частное лицо, но в компании никто не сомневается, что он действовал не по своей инициативе, а по найму пивоваров-конкурентов. Еще одним брендом, ставшим объектом нападения, стала жевательная резинка Wrigley. В уважаемом общероссийском издании была опубликована статья, где сообщалось, что в телерекламе жвачки ее полезные свойства комментирует не стоматолог, а сотрудник компании. Wrigley через суд добилась, чтобы газета напечатала опровержение, однако, по словам специалистов компании, толку от этого мало: «Статья была на полполосы, а опровержение — два маленьких абзаца, суть которых без контекста понять невозможно». Впрочем, Wrigley не привыкать. По словам руководителя отдела маркетинга компании, такие случаи на рынке жевательной резинки происходят регулярно: «По крайней мере раз-два в год по кому-либо из крупных производителей обязательно пройдутся. Другое дело, что оценить ущерб от данных публикаций сложно. У нас ведь очень широкая аудитория, а статьи работают на ограниченный сегмент читателей».
   Также мишенью для PR-атаки стал известный российский табачный бренд. В Ставропольском крае в больницах и поликлиниках были развешаны плакаты, призывающие всех курильщиков конкретной марки сигарет пройти флюорографию. И таких случаев все больше: «грязные» технологии конкуренции все активнее применяются на рынках бытовой техники, соков, парфюмерии, автопрома, недвижимости.
   На Западе примеров нечестной конкуренции тоже хоть отбавляй. Основные инструменты, которыми пользуются, — промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, подкуп и шантаж, обман потребителей и т.д. В самой Италии — одном из центров мировой моды — могут «впарить» туристам под видом известной марки одежды какое-нибудь китайское тряпье. А о нечестной конкуренции на IT-рынке США не слышал разве что ребенок.

   Репутация столицы Игр = престижу страны
   Словом, как за пределами нашего курорта, так и у нас примеров нечестной конкуренции — хоть отбавляй. Торговцы на рынках, пользуясь рассеянностью соседок по прилавку, прокалывают им помидоры, автодилеры распространяют душещипательные истории друг о друге, менеджеры сеют панические настроения среди покупателей и рекламодателей, вызванные сообщениями о шарлатанстве и мошенничестве своих конкурентов, турецкие и египетские туроператоры распространяют слухи о том, что в Сочи не умеют ни строить, ни готовить, ни гостей привечать, ни Олимпиады принимать — и что вообще здесь ходят по улицам медведи и нападают на иностранных туристов.
   На первый взгляд — какие-то мелкие пакости, а при более детальном рассмотрении выясняется, что образовалась целая индустрия по культивированию слухов, призванных разрушить или нанести серьезный ущерб бизнесу конкурентов. Причем работает системно и на коммерческой основе. Чем выше статус «канала распространения», тем больше премиальные за сделку с совестью. А ведь имидж нашего олимпийского города складывается из множества деталей и деталек, в том числе речь идет и о вещах, о которых написано выше. Ведь ни один солидный инвестор не будет вкладывать свои деньги туда, где бизнес ведется пещерными бандитскими методами.
   Кстати, ведь до сих пор культивируются слухи о том, что мы ничего не успеем построить к Олимпиаде и у нас ее отберут на радость корейцам. Кто стоит за ними? Бабушка, торгующая семечками? Отнюдь.
   А представим себе хотя бы на минуту, что людей, которым по роду службы приходится общаться с туристами, наймут не для того, чтобы опорочить репутацию какой-нибудь фирмы, а для того, чтобы рассказывать в 2014 году гостям Олимпиады всякие грязные небылицы. А это уже другой уровень, другие суммы и самое главное — качественно иная система лживой пропаганды, которая может нанести непоправимый урон не только престижу столицы Олимпиады, но и России в целом.

Сергей Леонов

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT