О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 
№27(387)  15.07.2010   ТИРАЖ 106 500

СМП: неизлечимый «вирус»

   У каждого сотрудника скорой помощи - врача, медсестры, фельдшера и даже водителя есть всего три месяца. Первые три месяца его работы на станции. После них он или навсегда «инфицирован» этим вирусом СМП (скорая медицинская помощь), или, переболев в тяжкой форме, выскакивает из скорой как ошпаренный, после чего навсегда теряется из поля зрения не только экстренной, но, порой, и медицины вообще. Министр здравоохранения Голикова как-то посетовала, что порядка 80 процентов выпускников «медов» испаряются бесследно.

   В эти три критических месяца все дни слипаются в одну кашу, перемежающуюся привкусом «перебрал-кофе» из пластикового стаканчика на «заднем крыльце» станции, шипением рации, дающей вызов «по дорожке» и прерывистым сном прямо на станции. За эти три месяца человек учится урывками спать (что урвал - то и его) и мгновенно просыпаться, когда среди вполне рабочего гула и неутихающей громкой связи назовут номер именно его бригады на выезд. Потом сотрудник обнаруживает себя «на минуточку» заскочившим в законный выходной на станцию, потом подумывает, а не съездить ли ему в отпуск, например, в Ейск, договорившись с главврачом ейской СМП, чтобы на полтора месяца приняли на привычные «сутки-трое». А что, любой главврач будет рад: кадров у него не хватает, а за трое суток на пляже так выспаться можно, как в Сочи и не снилось. В Сочи обеспеченность врачами в скорой одна из самых высоких в крае - почти 50 процентов. И это, увы, действительно очень высокий показатель. «При этом, - подчеркивает главный врач скорой Сосо Мебония, - пятая часть врачей у нас имеет высшую категорию». И рабочее место у них - тоже предмет тихой зависти коллег: в 2008 году полностью обновлен автопарк сантранспорта, поставлено новое оборудование, реанимобиль вообще один из лучших в крае. Но и эта модернизация, улучшая работу медиков, не в силах увеличить сутки так, чтобы осталось время и для отдыха. Когда же спит главврач С. Мебония - неизвестно, ведь он еще и депутат Городского Собрания. А впереди - олимпийские (да-да, у скорой тоже) перспективы, олимпийское оборудование, расширение и проч.
   А ведь какие-то пять лет назад каждая машина «скорой» комплектовалась …фонариком. Он и сейчас есть, но большую часть дежурства лежит где-то в бардачке. Днем - не нужен, а ночью без него раньше - никуда! Дворы - темные, адреса - неизвестные, попробуй найти, с какого бока прилеплена проржавевшая табличка с адресом. Пришла подмога откуда не ждали. Сначала таблички обновили к прошлой переписи населения. Стало легче. Потом таблички в духе олимпийских веяний стали переводить на неведомые языки, и в Сочи появились монстры типа Chehkova-strit. Стало смешнее. Сегодня главный враг добирающихся до пациента - шлагбаум с неизвестной системой отпирания и кодовый замок с забытым кодом.
   Несколько месяцев назад машины сочинской скорой были снабжены навигаторами. Теми самыми ЖПРС (не работает латинская раскладка) - ГЛОНАСС, которые заунывно тянут: через двести метров поверните направо. Только куда навигатору тягаться с Александром Петренко! Он на сантранспорте - седьмой год. Говорят, что лучше всех город знают таксисты. Да ничего подобного! Случись соревнование по внутригородскому ориентированию, водители «скорой» его выиграют. У них нет надежды на «дорогу покажешь?». У них опыт и чутье. Попробуйте ночью найти адрес Пирогова, 31. Не получилось? Попробуйте днем - все равно не из простых задача.
   И вот этот Александр везет нас - родную бригаду СМП и журналистов «НДС» по сочинским улицам с непривычной скоростью. «Девочки» диспетчерской приняли вызов: человеку на улице стало плохо. Народ в массе своей у нас добрый и жалостливый. Потому, когда видит, что кто-то на улице лежит, то, скорее всего, «человеку плохо с сердцем». Хотя, бывает, от «сердечника» на три метра несет таким перегаром, что небрезгливые мухи в обморок падают. В результате вызовов, по итогам которых врач бригады записал в карточке «токсическое действие алкоголя», только за первый квартал этого года было 1144. Еще была «передоза» - 54 вызова, а на «съел снотворного» выезжали за три месяца 30 раз. Для сравнения: в «некурортный» день число вызовов 480-510. В разгар лета тепловых ударов и «прибрежных» отравлений - до 600. А бригад скорой в Сочи - 42.
   Алгоритм оператора «03» для вызова в случае, на который мы выехали, - «плохо с сердцем у взрослого, с потерей сознания в общественном месте». «Вылетаем» с воем и мигалками. По статистике в Сочи 90 % таких вызовов приходится на рухнувших в бессилии перебравших на солнышке. Но тем не менее, их следует подобрать, воткнуть капельницу, стабилизировать гемодинамику и отвезти в приемное отделение. Радости от такой работы, сами понимаете, мало.
   Но с Иваном Сергеевичем, пусть и не без помощи солнца осевшим у фонарного столба, - совсем другая история. Он из тех 7362 пациентов (за 3 месяца) с болезнями системы кровообращения. На раскрасневшемся лице мужчины даже далекому от врачевания человеку четко виден мертвенно-блеклый носогубный треугольник - криз у него.
   Доехали до середины Воровского от станции на Гагарина за 9 минут, благо мост через Сочи из-за «кирпича» на Московскую стоит в пробке только на одной полосе. Средняя же скорость прибытия экипажа - до 22,3 минуты. И необходимо признать, что упертых, которые нас не пропускали, мы не увидели.
   Теперь, конечно, читатели станут звонить нам в редакцию с сообщениями, что ждали «скорую» по полтора часа. «Понимаете, - объясняет нам фельдшер Сергей Шарапов, - есть помощь скорая, а есть неотложная. Если у человека температура высокая - это категория неотложной помощи, действующей от поликлиник. Там действительно иногда приходится медиков ждать. И когда вы звоните к нам в диспетчерскую - обязательно об этом предупреждают. Только люди не слышат. Но зато у нас вызовов стало немного меньше, и доезжаем мы быстрее».
   Медики реанимационной бригады Сергей и его напарник Евгений Дульнев, не переговариваясь, в ритме какой-то фантастической четырехрукой машины ставят капельницу, заряжают дефибриллятор, и от этой суеты становится спокойнее зевакам (мы с фотографом тоже попадаем в эту категорию), а пациенту - лучше. Озвучиваются только цифры - давление, пульс и (фоном) что-то равномерно-успокаивающее. Через несколько минут пациент может разговаривать с врачом. Ивана Сергеевича сейчас увезут в кардиологию, а доктор примется заполнять карту.
   Времени на каждого пациента у доктора ровно столько, сколько нужно. И на этот вызов, и на домашний. «Здравствуйте, доктора вызывали?» - 3 секунды, «На что жалуемся?» - 2, выслушивание начала и пресечение заготовленных претензий о том, что все чуть не умерли, ожидая «скорую», - 15 секунд, сбивчивый рассказ о симптомах - до 5 минут, прием мер - по методике, на грани автоматизма, а на сомнения времени не предусмотрено. Автоматизм - великая вещь. Карточки тоже заполняются с изрядной долей автоматизма знаменитым докторским подчерком. Писанина - от 5 минут. Отсюда и почерк. Выяснение дилеммы госпитализации - до 10 минут. Особенно нервно доктор реагирует на отказ от госпитализации по причине «А я не могу в больницу, у меня отчет». И все же от вопроса «нормально ли принимают стационары пациентов со «скорой»? - он предпочтет уклониться.
   Про вызывающих «на улицу» - отдельная история. Набрав «03» и совершив дело хорошее, вызывающие в половине случаев не остаются возле пострадавшего. Вызывающий, как правило, сам растерян и искренне не знает, что делать. Даже те из нас, кто совсем недавно проходил медицину, например, в автошколе, ни за что не смогут оказать первую помощь. Но зачем же бросать человека? Проявляешь милосердие - сделай это до конца.
   Старший врач станции - Маргарита Алексеевна, вовсе не жалуясь, констатирует: вызовут, телефон дают заведомо не свой - и уйдут от человека.
   Выезжает бригада - начинаются поиски пострадавшего. Приходится через станцию, через определители выяснять настоящий номер вызывавшего, а потом ему названивать и спрашивать: где ж он больного бросил? Хуже - только «шутники». Вопреки расхожему мнению, операторы «03» - тоже живые люди. И когда за смену пятый раз бригада выезжает по «хулиганке» - никому такие шутки не нравятся. Более того, выезд бригады по ложному вызову, возможно, задержит машину по вызову сверхэкстренному. Кстати, когда на операторов начинают орать о задержке бригад, они расстраиваются до валерьянки, несмотря на увещевания «не бери в голову» и ясное понимание, что свою-то работу - прием вызова общим центром и распределение по подстанциям - они выполнили, как обычно, в срок - за 2 минуты. Но мы попали в смену легкую, в зале приема вызовов атмосфера была приподнятая: благо, звонков немного. Сначала нам показали монитор, на котором оранжевые кружочки ползли по карте города: это ГЛОНАСС следит, отслеживая все - от километража до залитого бензина.
   Потом медсестры-операторы под хорошее настроение стали делиться байками. Да, у них тоже байки. Вообще-то главным по рассказам должен был быть дежурный врач смены - человек, который в экстренной ситуации консультирует пострадавших и помогает по телефону, а порой и с медиками лечебных учреждений проводит экспресс-консилиумы. Но единственное, что молчаливый доктор Дмитрий Снежко вставляет в щебет диспетчерской, это экспрессивный ответ на вопрос: «А часто ли приходится оказывать экстренную помощь жертвам самолечения?». Оказывается, пациенты, высказывающие очередное недоверие к официальной медицине и воздающие осанну медицине нетрадиционной, попадают с острыми и запущенными состояниями в карету «скорой» в огромном проценте случаев. «Да половина таких!» - в сердцах воскликнул врач, хотя статистика, конечно, такого жуткого процента не покажет.
   Дмитрий Юрьевич возвращает себе профессиональное докторское благодушие очень быстро. А операторы Тамара и Лариса рассказывают, что час ночи - любимое занятие для перебирания аптечек огромным числом сочинцев старшего возраста. При встрече с неизвестными названиями - набирается «03». И если название лекарства 19… года выпуска выпускницам сочинского медучилища ничего не говорит - возможна «телега» начальству с жалобами на безграмотность персонала. Но бывают и приглашения «девочек» завтра зайти на чай за подробный и терпеливый ответ. И все же в скорую выпускники и даже студенты медучилища идут с охотой: деньги плюс опыт, с записью в трудовой книжке. Многие начинают с первого курса санитарами, да так и приживаются: коллектив в силу профессии добрый, а в силу перегруженности - сплоченный.
   Что же заставляет их - докторов и фельдшеров, медсестричек и санитаров, диспетчеров и операторов «03» - снова и снова приходить на работу, вылетать куда-то под вой сирены, по этажам носить семикилограммовый кейс и всматриваться в матовые стекла проезжающих машин «скорой» с мыслью - что ж там делается, не могу ли помочь? Ругая погоду, зарплату, пациентов и дороги, подъезды, этажи и свою судьбу, они идут навстречу чьей-то боли, окунаются в чужую беду. За зарплату? За премию? Нет. Но лечить вирус СМП бесполезно.

Светлана ВОЛОШИНА


2013 год
5 12 19 26 - декабрь
5 12 19 26 - ноябрь
310172431 октябрь
5 12 1926- сентябрь
1 8 15 22 29 август
4 11 18 25 - июль
6 13 20 27 - июнь
2 9 16 23 30 май
4 11 18 25 - апрель
7 14 21 28 - март
7 14 21 28 - февраль
31017 24 31 январь
2012 год
6 13 20 27 - декабрь
1 8 15 22 29 ноябрь
4 11 18 25 - октябрь
6 13 20 27 - сентябрь
2 9 16 23 30 август
3 10 17 24 - июль
7 14 21 28 - июнь
3 10 17 24 31 май
5 12 19 26 - апрель
1 8 15 22 29 март
2 9 16 23 - февраль
411 18 25 - январь
2011 год
1 8 15 22 29 декабрь
31017 24 - ноябрь
6 13 20 27 - октябрь
1 8 15 22 29 сентябрь
4 11 18 25 - август
7 14 21 28 - июль
2 9 16 23 30 июнь
5 12 19 26 - май
7 14 21 28 - апрель
3 10 17 24 31 март
3 10 17 24 - февраль
13 20 27 6- январь
2010 год
2 9 16 23 30 декабрь
4 11 18 25 - ноябрь
7 14 21 28 - октябрь
2 9 16 23 30 сентябрь
5 12 19 26 - август
1 8 15 2229 июль
3 10 17 24 - июнь
6 12 19 26 - май
1 8 15 22 29 апрель
4 11 18 25 - март
4 11 18 25 - февраль
7 14 21 28 - январь
2009 год
3 10 17 24 - декабрь
5 12 19 26 - ноябрь
1 8 15 29 - октябрь
3 10 17 25 - сентябрь
6 13 20 27 - август
2 9 16 23 30 июль
4 11 18 25 - июнь
7 14 21 28 - май
2 9 16 23 30 апрель
5 12 19 26 - март
5 12 19 26 - февраль
18 15 22 29 январь
2008 год
4 11 18 25 - декабрь
6 13 20 27 - ноябрь
2 9 16 23 30 октябрь
4 11 18 25 - сентябрь
7 14 21 28 - август
3 10 17 24 31 июль
5 12 19 26 - июнь
1 8 15 22 29 май
3 10 17 24 - апрель
6 13 20 27 - март
7 14 21 28 - февраль
310 17 24 31 январь
2007 год
6 13 20 27 - декабрь
1 8 15 22 29 ноябрь
4 11 18 25 - октябрь
6 13 20 27 - сентябрь
2 9 16 23 30 август
5 12 19 26 - июль
7 14 21 28 - июнь
3 10 17 24 31 май
5 12 19 26 - апрель
1 8 15 22 29 март
1815 22 - февраль

   Если вы хотите поделиться с нами мнением на волнующую вас тему - пишите

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© SHAFT