О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Анатолий ЛУЦЫК: «Использовать резервы надо сполна»

   Верстка бюджета каждый раз ребром ставит острейший вопрос. И он не в том, сколько денег выделить на социальные программы, здравоохранение, образование, дороги, ремонт и проч. А в том, где эти деньги взять. Бюджет, как финансовый документ — не только план на будущее, но и каждой цифрой и бюджетной строчкой — документ-итог, во многом опирающийся на финансовые результаты года текущего и прогнозы индикативного плана. Начавшись с ответа на вопрос о предвыборных обещаниях, разговор о бюджете-2011 с председателем Городского Собрания Сочи А. ЛУЦЫКОМ продолжился вопросами: есть ли у Сочи реальный шанс сделать доходную часть бюджета более оптимистичной, почему важно реально оценивать работу управлений администрации Сочи — и о людях на своем месте.

   — Анатолий Николаевич, на двух последних сессиях Городского Собрания остро обсуждались вопросы по выполнению работ из перечня поручений граждан, имеющих общественное значение. Но сегодня выясняется, что из этого перечня управление автодорог, например, не выполнило ни одного поручения. Причем, это случай не единичный — работу целого ряда управлений депутаты оценили как недостаточную. Как могла сложиться такая ситуация?
   — Откровенно сказать, такое могло сложиться только в результате недостаточной ответственности руководителей некоторых управлений администрации. Кто-то ссылается на нехватку ресурсов, кадров. Но когда принимался перечень — уже тогда был виден объем работы. Речь идет о выполнении предложений и поручений граждан, которые они дали нам, депутатам, во время выборов и на встречах, сходах, при личных обращениях. Людьми поднимается — и ставится перед властью — огромный пласт проблем, которые необходимо решать. Это вопросы состояния дорог, жилищно-коммунального хозяйства, ремонт. Практически к каждому депутату — их сегодня работает 50 человек — обращаются люди с просьбами помочь в решении не только их личных проблем, но и вопросов газификации, состояния дорог, водоснабжения. Сами депутаты на основании обращений жителей формируют программу не только устранения существующих проблем, но и превентивного решения социально важных вопросов. Так, совместно с сочинцами были сформированы своеобразные наказы. При поддержке главы Сочи Анатолия Пахомова, в мае 2010 года, с учетом профицита бюджета города, было принято решение о выделении на исполнение перечня поручений и предложений граждан 150-ти млн рублей. Надо отметить, что с администрацией города — распорядителем бюджетных средств — были достигнуты взаимопонимание и договоренность о выполнении всех этих поручений.
   Бюджетные средства были выделены и распределены по отраслям согласно сформированным в социальную программу наказам. И отраслевые управления должны были провести торги, закупки и выполнить соответствующие работы. Процесс освоения бюджетных средств трудоемкий и должен быть произведен в строгом соответствии с 94-м ФЗ РФ «О муниципальных закупках». Необходимо сформировать и подать заявку, объявить торги либо другие конкурсные процедуры, зафиксировать результаты проведенных процедур и спустя не менее семи дней заключить контракты на выполнение работ. Средства были выделены вовремя, еще в июле были внесены изменения в бюджетную роспись по отраслям. Да, начался курортный сезон, активно шел ремонт, решались текущие вопросы, и наказы как-то отошли на второй план. Но эти финансовые резервы необходимо освоить именно в этом году, они не могут быть перенесены. Мы, депутаты, конечно, тоже должны были жестче контролировать исполнение наказов.
   — Но есть ли выход из создавшейся ситуации? Есть ли возможность все-таки выполнить обещанное?
   — На днях мы подробно разбирали ситуацию с начальником управления автомобильных дорог Амаяком Альбертовичем Вартаняном. Он принес четкий план: что они планируют сделать, как будут выходить из ситуации. Но мы прекрасно понимаем, что это — только план. Администрации города надо вникнуть в то, как работает управление и в чем, в конце концов, причина невыполнения решения, принятого депутатами и главой Сочи. И если они не успевают сделать дорогу или выполнить другие работы из перечня поручений, еще есть возможность направить финансирование в другие отрасли, которые смогут освоить средства до конца года. Отрасль здравоохранения информирует об острой необходимости приобретения современного компьютерного томографа, ведомство образования нуждается в дополнительном финансировании покупки школьных автобусов для организации перевозок школьников из отдаленных районов, музею нужен кондиционер и т.д. Главная задача — максимально учесть интересы жителей города, добиться того, чтобы выделенные объемы средств на определенные цели были освоены в отраслях. Это важно.
   — Помимо наказов, точнее, поручений, как вы оцениваете работу с бюджетом-2009, например, управления финансов? Все-таки от этого управления порой зависит скорость финансирования тех или иных проектов.
   — Руководитель финансового управления администрации Сочи Сергей Иванович Щербинин — человек на своем месте. Профессионал. Ведомство под его руководством не только контролирует расходование бюджетных средств, но и помогает определять в соответствии с бюджетным законодательством приоритетные направления бюджетной политики. Чтобы было, что тратить и что выделять, необходимо сначала сформировать доходную часть бюджета. И здесь мы работаем. Например, сейчас ведем работу с муниципальными унитарными предприятиями. Картину видим печальную: огромное число муниципального имущества используется неэффективно. Сколько МУПов доведено до банкротства!
   — И сколько же?
   — 15 из 62 сегодня в процедуре банкротства. Благодаря главе города мы буквально «вытащили» МУП «Зеленстрой». Одно из транспортных предприятий тоже выходит из процедуры банкротства. Ситуация с Теплосетями очень сложная — у предприятия большая сумма долга, который накапливался несколько лет. Ведь есть МУПы, которые городу необходимы, — есть услуги, которые администрация не может оказать. И пусть такое предприятие срабатывает «по нулям» — но оно нужно. Хотя и убыточным быть не должно. Более того, если прибыль у МУПа небольшая, необходимо разбираться, в чем причина. Бывает, что у МУПов до 60 процентов прибыли уходит на заработную плату. Нормально ли это? Может ли быть заработная плата у директора МУПа выше, чем у главы города? Особенно, если прибыль невысока. К этому вопросу надо вообще подходить очень практично. Например, у нас есть МУП, занимающее в центре города практически 700 кв. метров. При этом оно убыточно. А ведь это — муниципальное имущество. Если эту площадь сдать в аренду по сложившимся рыночным ценам, то бюджет города получил бы полмиллиона рублей. И таких предприятий десятки. Многие из них могут и должны работать прибыльно и пополнять городскую казну. Поэтому мы проводим комплексный анализ работы муниципальных унитарных предприятий.
   — А анализ непредвиденных трат бюджета проводили? Не слишком ли часто на сессиях Городского Собрания приходится принимать решения об экстренном выделении средств по просьбе администрации?
   — Все бюджетные затраты этого года, которые нам пришлось увеличивать за счет перераспределения средств и профицита бюджета, оправданны. Полагаю, нет сочинцев, которые были бы против возвращения зала «Фестивальный» в городское имущество. Он же был практически продан — 500 млн рублей было зачислено в бюджет Сочи по инвестиционному контракту. И если бы мы не вернули его городу, имели бы на его месте еще одну «Александрию». И это еще в лучшем случае. А чтобы этого не произошло, пришлось вернуть инвестору деньги: 250 млн рублей перечислили из бюджета города и еще 250 млн рублей — по договоренности с администрацией Краснодарского края как помощь из краевого бюджета. Так что, я считаю, эти затраты были оправданны. Но по итогам года мы, скорее всего, сможем выйти с профицитом.
   — Есть ли резервы увеличения доходной части бюджета?
   — По большому счету, да. Надо увеличивать доходную часть бюджета — активнее использовать резервы. А чтобы были доходы, необходимо заниматься экономикой, создавать в городе условия для ее развития. Для этого нам необходима программа развития города не на 2-3 ближайших года, а на 10-15 лет, а может быть, и более. Нам необходимо четко представлять, что надо сделать для города. Учесть все, начиная от интересов маленького поселения. У нас ведь там остро стоят вопросы элементарных коммунальных удобств — водоснабжения, канализования, газоснабжения, уличного освещения. У нас есть поселки, в которых все еще остро стоит проблема электрификации. И все это надо оценить в денежном выражении. Чтобы мы видели: нам необходима конкретная сумма — пусть это будет, для примера, 50 млрд рублей. И вот, только имея перед глазами четкую программу, мы сможем конкретно решать, где эти средства взять. Необходимо максимально задействовать резервы города.
   Поскольку основное пополнение городской казны происходит за счет процентной составляющей от НДФЛ, налога на землю и земельных сборов, не должно быть в муниципалитете земель, на которые затягивается процесс оформления документов и с которых годами не взимаются налоги. Категорически нельзя допускать практики, когда земельные участки выделяются под льготную категорию строительства, а используются не по назначению.
   Необходима действующая система контроля за выполнением законов, а если понадобится, — и изменения в законодательстве, которые обяжут землевладельца или арендатора в течение 5 лет предоставить рабочий проект и начать инвестировать в строительство. В противном случае он будет платить ежегодно увеличивающиеся штрафы за использование земли не по назначению и, возможно, даже лишится ее с учетом возмещения компенсации городу. В связи с этим Городское Собрание Сочи планирует выйти с такой законодательной инициативой в ЗСК, чтобы потом наши предложения были рассмотрены на уровне Государственной Думы. Анапа пошла по этому пути — начали через суды изымать такие проблемные участки. И я уверен, что наше предложение будет поддержано на краевом и федеральном уровнях.
   — Но чтобы изменить ситуацию с оформлением земли и документов для строительства, всю систему необходимо менять…
   — Необходимо, верно. Правильное предложение внес глава города Анатолий Пахомов. Он хочет провести аттестацию и, возможно, сокращение администрации, тем самым создавая новую систему управления, которая будет более эффективна. Мы каждую неделю со специалистами правового отдела работаем с обращениями граждан: собираем и анализируем те «отписки», которые присылают гражданам и депутатам из профильных управлений администрации. А потом приглашаем заместителя главы города, курирующего это направление, и решаем: что же делать дальше, если его сотрудники позволяют себе так работать с людьми?!
   — Естественно, порядок необходимо наводить не только в земельных делах. Где еще вы видите «запущенные» источники поступлений в бюджет?
   — Вопрос пополнения доходной части бюджета, в решении которого я планирую принимать активное участие, касается наведения порядка в секторе малых гостиниц. Если от официальных средств размещения мы получаем до 1 млрд рублей в бюджет, то от частных гостиниц — 5 процентов от этой суммы. Этот рынок по объему уже сопоставим с официальными средствами размещения. Также надо упорядочить уплату налогов квартиросдатчиками. Надо дать возможность и им участвовать в формировании бюджета — пусть сочинцы, которые сдают жилье, покупают сертификаты на какой-то срок и ничего больше не платят. И тогда мы сможем вывести этот бизнес из полулегального состояния и привлечь в бюджет те деньги, которые сегодня не получаем. А это порядка 700-800 миллионов рублей.
   — Но вернемся к нашему бюджету. Если не браться за все городские вопросы сразу, а ставить перед собой реальные цели, — сколько необходимо Сочи иметь в бюджете средств для нормального развития?
   — Сегодня с дотациями и субвенциями разных уровней мы имеем бюджет в объеме порядка 13 млрд рублей. Собственный бюджет города составляет 6 миллиардов рублей. Если поднимем до 9 млрд рублей местный бюджет, сможем строить дома учителям, очередникам, закрывать огромное число коммунальных, социальных вопросов. И знаете, эта цифра вполне реальна.

Беседовала Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT