О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Система торговых координат

   Торговля в Сочи — один из основных двигателей экономики. В структуре доходов городского бюджета ее доля — свыше 15 процентов. В сфере торговли, так или иначе, занято почти 10 процентов горожан. Именно поэтому на ней лежит не только экономическая, но и весомая социальная роль. О том, что ждет сочинскую сферу торговли и услуг в будущем (ближайшем и чуть отдаленном, олимпийском), с какими трудностями сталкиваются сетевые магазины и гипермаркеты, начинающие свою деятельность в Сочи, и о том, чем саморегуляция бизнеса отличается от базарной вседозволенности, рассказал начальник управления потребительского рынка и услуг администрации города Андрей НИКОНЧУК. Однако начали мы разговор с вопроса, который касается не только работников сферы торговли и услуг, а буквально каждого.

   — Андрей Юрьевич, сегодня, когда в Сочи начали работать сетевые гипермаркеты, в городе возникла неожиданная проблема: люди стали жаловаться на качество продукции. Чем объяснить такую тенденцию и может ли управление потребительского рынка и услуг повлиять на ситуацию?
   — Действительно, в последнее время стали поступать сигналы по поводу качества продукции, реализуемой в крупных магазинах. Как правило, контроль качества здесь намного выше, чем это можно обеспечить в мелкорозничной торговле. Но сразу оговорюсь: не надо думать, что сетевой магазин — панацея. Как показывает практика нынешнего года, это не совсем так. Поэтому каждое обращение к нам — особенно по качеству товаров — мы очень внимательно изучаем. Бывают моменты, когда менеджмент сетевых магазинов крупных сетей «забывает», что над обеспечением качества необходимо работать, а не ссылаться на раскрученный бренд компании. Однако хотелось бы отметить, что общее количество обращений за последние два года значительно снизилось. И снизилось число правонарушений, которые касаются качества реализуемых товаров и предоставляемых услуг.
   В этом году Сочи стал первым городом, в котором отработали мобильные лаборатории ГУП «Центр качества», исполнителя программы «Качество Кубань». Лаборатории были приобретены только в этом году, поэтому не удивительно (все мы понимаем особое внимание и особые требования к нашему городу), что начали они работу именно в Сочи. Специалистами «Центра качества» было отобрано более 500 проб на 220 предприятиях торговли и общественного питания города. Результаты их исследований были получены нами в сентябре. Нарушения технологического режима и правил хранения составляют менее 1 процента. Если быть точными — они зафиксированы всего на двух предприятиях. Это говорит о том, что на сочинских предприятиях стал действовать самый эффективный метод контроля — самоконтроль. Управление же выполняет координирующую роль между органами, осуществляющими контроль, и предпринимателями.
   — Позвольте, но когда из центра города убирается разом — буквально за три дня — ярмарка «Универмаг», — это не координация. Конечно, в том виде, в котором существовала ярмарка, — она город просто позорила, но перенос ее был настоящей «спецоперацией».
   — Демонтажу объектов предшествовала кропотливая работа с предпринимателями. Был разработан ряд компромиссных мер, позволяющих им гарантированно строить свой бизнес в будущем. Мы активно работаем с каждым предпринимателем. Всем предлагаются альтернативные места, площадки, помещения, где они могли бы продолжить свой бизнес. В результате люди согласились, что такой формой бизнеса они вредят городу. Фактически демонтаж осуществлялся самими предпринимателями. За последние два года на центральных улицах города торговля была сокращена на 23 процента. Это позволило и очистить площадь перед универмагом, и привести в порядок улицы Островского, Воровского, Платановую, парк имени Фрунзе — то есть те места, которые были очагами возникновения несанкционированной торговли. Сокращена выносная торговля в спальных районах. Нам практически удалось ликвидировать эти очаги.
   Кроме того, в этом году была проведена инвентаризация объектов торговли, услуг, общественного питания и составлены адресные графики по проведению их модернизации. Уже сегодня идет активная работа по созданию пандусов, установке камер видеонаблюдения на предприятиях торговли и сферы услуг, то есть работаем над тем, чтобы в этих местах все чувствовали себя и удобно, и безопасно, — для Сочи это особенно важно. Акцентировано внимание на тех предприятиях, которые входят в зону международного гостеприимства. Здесь абсолютно все они должны быть модернизированы, а те, которые не отвечают правилам застройки, — демонтированы. Уже со следующего года мы входим в активную фазу реализации этого плана.
   — А сами предприниматели поддерживают такие планы или… Все-таки модернизация — это всегда затраты, а тем более, если она проводится по каким-то единым проектам, спускаемым из администрации.
   — Конечно, в добровольном порядке со стороны предпринимателей это делается не всегда. Только в этом году нами было передано 95 исковых заявлений в суд о принудительном демонтаже и вывозе объектов торговли. И хотя эта мера вынужденная — она необходима. Понимаете, подобные действия с нашей стороны направлены не на ущемление прав предпринимателей, а на создание привлекательности — как города в целом, так и бизнеса каждого в отдельности.
   — Не слишком ли велика роль администрации в таком регулировании? Все-таки рыночные отношения подразумевают определенную саморегуляцию?
   — Вопрос сложный. Конечно, существует мнение, что формирование бизнеса необходимо отдавать на саморегулирование. Кроме того, уже два года действует 264-й федеральный закон, и наша административная роль снижается. По сути — это логично и оправданно. Потому что ранее бывало так, что предприниматель жил от контрольного мероприятия до проверки. Инспектор (а было порядка 13 контролирующих органов, которые имели право проверять) посмотрит и скажет: вот это необходимо исправить, предприниматель исправит. Саморегуляция же — это, прежде всего, ответственность. И она, безусловно, важна и полезна. И проявляться она должна в том, что никто — от потребителей до предпринимателей — не будет терпеть предприятие, которое «чадит» — оказывает некачественную услугу, продает некачественный товар. В нормальных рыночных условиях, когда саморегуляция — действующий инструмент, такое предприятие очень быстро банкротится и закрывается, потому что выбор есть. Но в реальности мы видим совсем другую картину. Например, рядом расположены столовая, которая платит все налоги, имеет все разрешения, проходит все проверки, и сувлачная, в которой неизвестно где даже мясо закупается и кем готовится. Но посередине стоит столик, и владельцы там мирно пьют кофе. Вот здесь нам (и администрации, и каждому потребителю) нужна саморегуляция рынка. Но все надеются, что придет проверка — все разберет, рассудит. Такая позиция со стороны предпринимателей, да и со стороны покупателей, потребителей, порождает статику в бизнесе.
   Мы, конечно, участвуем в контрольных мероприятиях, проводимых органами, осуществляющими государственный контроль, и каждый раз поражаемся: если из четырех предприятий два реализуют некачественный товар, то почему другие два не инициируют хотя бы разбирательства по поводу качества. Хотя бы в своих предпринимательских объединениях. Так что мы, администрация, в саморегуляции заинтересованы очень сильно.
   Я бы хотел привести такой пример. Этим летом мы довольно редко бывали в сельских округах. Как выяснилось — зря. Всегда казалось, что сельский магазин не может себе позволить реализовывать некачественную продукцию: ограниченное количество покупателей, все друг друга знают — репутации можно лишиться очень легко. И я был поражен: магазин, где продукты можно было взять «под запись» (да, такие отношения еще существуют), имел до 30 процентов просроченной продукции!
   И все равно, многие саморегуляцию понимают однобоко: вы нас не трогайте, мы будем работать как хотим, у нас — «рыночные отношения». Но это — не свобода торговли, потому что свобода — это ответственность, а саморегуляция — прежде всего самосознание. Иначе она становится не основным механизмом регулирования бизнеса, а вакханалией. И заметьте, мы такие случаи — к счастью, единичные — не замалчиваем. Так что, я считаю, бизнесу необходимо помогать организовываться. В идеале роль органов местного самоуправления в нашей сфере должна быть сведена к созданию прозрачных, понятных для бизнеса правил и нормальных условий.
   — Если в России не принято «сливать» соседа, который не платит налоги, — это одно, но так ли необходимо координировать бизнес? Здесь, как на базаре: выгодно — занимаемся, не выгодно — сворачиваемся.
   — Не всегда. Например, в бытовом обслуживании у нас сегодня имеется ощутимый перекос в сторону парикмахерских, салонов и т.д. И вместе с тем мы ощущаем острую нехватку прачечных, химчисток, налицо недостаточное число мастерских по ремонту одежды и бытовой техники, мало мастерских по ремонту обуви. Сегмент рынка свободен, но бизнес сюда не пришел. О причинах можно рассуждать, но мы понимаем: это результат того, что со времен Советского Союза бытовое обслуживание развивалось в хаотичном порядке.
   В этом году мы впервые сформировали концепцию развития сферы бытового обслуживания. По Красной Поляне она еще дорабатывается, но в основном документ готов и уже передан в краевую администрацию для утверждения. При ее разработке мы, конечно, учитывали и потребности Олимпиады, и то, как Игры повиляют на уровень жизни и, соответственно, на бытовое обслуживание в Сочи. Концепция подразумевает не только физическое размещение — создание новых площадок и разработку инвестиционных предложений. Подразумевается и реконструкция уже существующих предприятий. Сегодня ведем переговоры и с уже действующими в Сочи сетевыми торговыми фирмами, и с теми, кто только планирует сюда зайти, о том, чтобы уже в ближайшие два года на их базе создавать сети типа «Минутка», «Застежка». Эта практика используется во многих городах России, и Сочи она действительно нужна. Предусмотрено выездное обслуживание для сельских жителей. Мы провели в этом году большое исследование, и оно подтвердило, что во многих сельских населенных пунктах (особенно отдаленных селах и аулах) возможности починить аппаратуру, обновить одежду действительно не хватает: для этих, в общем-то, обыденных действий необходимо выехать в город, потратить целый день. При этом создание стационарного пункта бытового обслуживания в большинстве сел экономически не привлекательно. Поэтому при разработке концепции было принято решение предусмотреть создание «многопрофильных пунктов выездного бытового обслуживания» — то, что ранее называлось «столами заказов» и, к сожалению, было забыто.
   — Вы упоминали о существовании объединений предпринимателей. Не их ли задача продвигать такие концепции?
   — К сожалению, пока эти организации создаются не с подачи предпринимателей, а при активном содействии администрации города, и, при всей их необходимости, они не так активны, как могли бы быть. А ведь подобные объединения предпринимателей могли бы решить многие вопросы. Но пока самоорганизации не хватает даже в том, чтобы в полной мере использовать, например, информационные ресурсы Интернета. К сожалению, правильному позиционированию еще предстоит учиться. А ведь это очень важно. Когда гости собираются приехать в город, на что они смотрят, какие критерии для них приоритетны? Где поселиться, где поесть, где провести время? Откуда они берут такую информацию, находясь, например, в Москве, Санкт-Петербурге? Нередко — в Интернете. Никто в Сочи не скажет, что у нас нет нормального общественного питания. Но наши предприниматели надеются: и так приедут, и так придут, так что в Интернете мы можем узнать только о самых дорогих, статусных местах. Так информационный голод становится источником неверного выбора места отдыха. И так, казалось бы, «личное дело» каждого предпринимателя — владельца заведения общепита — становится делом городской важности. Необходимость переломить ситуацию, создать прозрачные правила и условия — в том числе для «игры» на информационном поле — при всей первоначальной неочевидности становится задачей органов местного самоуправления.
   — Действительно, странная пассивность со стороны предпринимателей. В Чехии практически у каждой маленькой пивной есть свой сайт. И вряд ли пражский муниципалитет озабочен созданием нормального информационного поля для своих «пивниц»…
   — А нам приходится не только координировать, но и объяснять, что если предприятия торговли, услуг не будут развиваться, то придут другие и заберут бизнес. Выкупят — в лучшем случае. Потому что так за него предприниматель хоть что-то получит. Будет хуже, если бизнес будет «умирать» сам. И ведь примеры уже перед глазами. Когда открылся в Лазаревском «Магнит», в радиусе трех кварталов практически все продуктовые ларьки-павильоны закрылись. Конкурировать они не смогли, новую нишу не нашли. Есть обратные случаи: в Сочи пытались зайти известные, крупные и успешные сети питания и не выдержали конкуренцию с уже существующей системой. Торговля — организм живой, и здесь выживает сильнейший, самый приспособленный, сумевший понять, что действительно необходимо на сегодняшний день, и способный к развитию. Все остальные рано или поздно вынуждены уйти с рынка. Пример из сферы общепита. На Приморской набережной — 33 предприятия питания. Но только четыре из них имеют зимние залы. Такое соотношение для мировых пляжных курортов в принципе нормально. Но Сочи уже сегодня позиционируется не только как пляжный курорт.
   В дальнейшем город будет развиваться как курорт всесезонный. Так что у части этих заведений еще есть возможность и шанс переориентироваться, стать любимым заведением горожан, привлекать отдыхающих и в межсезонье. Надо понимать, что конкуренция в Сочи будет только усиливаться. Уже в следующем году откроются еще два крупных торговых центра, в которых будут представлены торговые марки, полюбившиеся сочинцам и привычные для наших отдыхающих. И мы продолжим работать с сетевыми предприятиями торговли, чтобы они смелее заходили на сочинский рынок. Для нас это очень важно. По нашим расчетам Сочи необходимы еще 7-10 гипермаркетов.
   — Чем же объяснить, что сетевиков приходится уговаривать заходить в олимпийскую столицу?
   — Главная проблема — инфраструктура. Когда мы ведем переговоры с сетями, мы декларируем нашу готовность искать вместе с ними решение проблем. И они приезжают, изучают ситуацию и отвечают, что зайти готовы, но не могут найти помещение площадью более 1500 кв. метров и энергорезервом выше 60 кВт. Следующий год обещает стать в этом плане прорывом: запускается сразу несколько подстанций.
   — У вопроса с привлечением торговых сетей в город есть и другая сторона: сокращается число мелких магазинов. Не породит ли это проблему безработицы?
   — Даже те предприятия, что зашли в этом году, до сих пор не обеспечены кадрами. Есть множество вакансий — от продавцов и консультантов до поваров: формат гипермаркетов подразумевает наличие не только торговых площадей, но и собственного производства, пекарен, холодных цехов. Возьмем комплекс «Олимп». Сегодня он загружен на 64 процента. Но он уже дал работу минимум 1200 сочинцам. И какая это работа! Это «белая» зарплата, оформленные трудовые отношения, социальная защищенность. Это нормальные условия труда, и это в любом случае лучше, чем работа зимой в палатке. И еще немного математики: если бы эти 1200 сочинцев искали работу в мелкой рознице, это было бы не менее 300 ларьков. Так что крупные гипермаркеты выгодны всем. Но другое дело, что в торговле отсутствуют квалификационные требования к персоналу, и системы подготовки кадров тоже практически нет. А это значит, что учится персонал на рабочих местах. Еще труднее переучиваться тем, кто в палатках «привык» к необходимости затирать срок годности продуктов и подкладывать рыбу второй свежести. Источник большинства претензий покупателей именно здесь. И хорошо, что в гипермаркете покупателю есть к кому апеллировать. В отличие от мелких торговых образований. У крупных магазинов есть и другие плюсы: прежде всего они создают конкуренцию, в том числе и на ценовом поле, и — это главное — усилить контроль. По большому счету, это и есть единственно возможный путь развития отрасли. Уж к палаткам Сочи точно не вернется.

Софья ИВАНОВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT