О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ?..

   Транспортная инфраструктура — одна из главных составляющих жизнедеятельности любого города, и тем более столь стремительно развивающегося, как Сочи. Олимпийские перспективы, формирование Сочи как круглогодичного курорта, подготовка к приему небывалого количества гостей — все это накладывает на транспортников особую ответственность. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться, как преображается парк общественного транспорта Сочи, мы беседуем с начальником управления транспорта и связи администрации города Алексеем СМАГЛЮКОМ.

   — Алексей Владимирович, давайте для начала обозначим фактическую базу транспортной инфраструктуры города. Сколько у нас маршрутов, автобусов? Кому они принадлежат? Кто несет ответственность за их состояние, пополнение и обновление парка?
   — На сегодняшний день в Сочи 199 автобусных маршрутов регулярного сообщения. Из них городских — 77, пригородных — 86 и муниципальных пригородных — 36. Функционирование последних обусловлено социальной необходимостью.
   Пассажирские перевозки в городе выполняют 13 организаций, из которых две — муниципальные унитарные предприятия (МУП «Сочиавтотранс» и МУП «Лазаревскоеавтотранс») и 11 частных транспортных компаний. На маршруты ежедневно выходит 136 муниципальных автобусов и 850 автобусов, принадлежащих частным предприятиям-перевозчикам. Все они выполняют более 10 тысяч рейсов в день.
   — Как осуществляется экологический контроль за работой общественного транспорта? Ведь не секрет, не будь его, город задохнулся бы от выхлопных газов.
   — Подготовка к Олимпийским играм 2014 года проходит в соответствии с жесткими требованиями российского природоохранного законодательства, нормативами и регламентами МОК, а также с учетом предложений и рекомендаций общественных экологических организаций. На сегодня в рамках реализации экологической стратегии «Сочи 2014» уже проведено несколько сотен мероприятий, одним из которых стало обновление парка общественного транспорта, замена на более экологичный, с низким или нулевым уровнем выбросов. Все эти мероприятия входят в Федеральную целевую программу развития курорта.
   Только в прошлом году перевозчиками был полностью заменен подвижной состав на более вместительные и комфортабельные марки «Форд-Транзит», «Богдан», «Хюндай», «Ивеко», «Фольксваген», «Пежо» и другие с экологическим классом «Евро-3» и «Евро-4». До конца нынешнего года предусмотрено приобретение 57 новых автобусов для МУП «Сочиавтотранс». Но, несмотря на все предпринимаемые администрацией города меры по увеличению вместимости автобусов, из-за специфики имеющейся улично-дорожной сети (недостаточная ширина проезжей части, отсутствие разворотных площадок) пока не удается полностью исключить работу автобусов малой вместимости.
   Что касается работы общественного транспорта МУП «Сочиавтотранс» и МУП «Лазаревскоеавтотранс», то движение этих автобусов, благодаря установленной спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС, находится под постоянным контролем. Кстати, в целях повышения эффективности управления движением транспорта и уровня безопасности перевозок пассажиров всеми предприятиями-перевозчиками начата работа по установке ГЛОНАССа. В течение нынешнего года весь общественный транспорт Сочи будет оборудован этой навигационной аппаратурой.
   — Не секрет, что многие улицы Сочи — это одна большая автомобильная пробка. Как решается задача по их ликвидации? Не мешают ли этому еще имеющиеся дублирующие маршруты?
   — С началом строительства объектов транспортной инфраструктуры Олимпиады-2014 и увеличением интенсивности дорожного движения возникла необходимость оптимизации существующей маршрутной сети с целью сокращения дублирующих маршрутов, снижения загрузки улично-дорожной сети и негативного воздействия на окружающую среду. Администрацией города совместно с автономной некоммерческой организацией «Транспортная дирекция Олимпийских игр» разработан проект оптимизации маршрутной сети, включающей хребтовые (магистральные) и фидерные (примыкающие) маршруты. Для этого предусмотрено закрытие некоторых из них и изменение схем движения. Произведен и расчет предполагаемого количества и требуемой вместимости подвижного состава.
   Сочинцы видят, какая большая работа ведется по строительству развязок и дорог, повышению конкурентоспособности общественного транспорта. Выделение полос для общественного транспорта — одно из приоритетных направлений в борьбе с заторами. Так, с целью устранения пробок на улице Московской по направлению к вокзалу и облегчения движения общественного транспорта в мае 2010 года здесь была изменена схема и запрещено движение всех транспортных средств, кроме специального и общественного. В дальнейшем реконструкция улично-дорожной сети города позволит рассмотреть вопрос о выделении отдельных полос движения для общественного транспорта еще на нескольких проблемных участках. Опыт использования таких выделенных полос позволяет говорить о повышении скорости движения автобусов, улучшении условий посадки и высадки пассажиров, обеспечении безопасности движения общественного транспорта и пешеходов.
   Один из способов борьбы с пробками — уменьшение на дорогах количества личного автотранспорта и пересадка пассажиров в общественный, для чего необходимо оптимизировать маршрутную сеть, приобрести достаточное количество новых комфортабельных автобусов, организовать доступные парковки для личного транспорта.
   — Модернизация транспортной инфраструктуры, как я понимаю, разбита на несколько этапов.
   — Большой эффект ожидается от реконструкции транспортных хабов «Сочи», «Мацеста», «Хоста», «Адлер», строительства хабов «Олимпийский парк» и «Альпика-Сервис», а также замены подвижного состава на указанных направлениях на автобусы большой и особо большой вместимости. Одновременно с изменением маршрутной сети необходимо решить вопрос открытия регулярного движения пригородных электропоездов с интервалами, обеспечивающими перевозку пассажиров между основными хабами («Сочи», «Хоста», «Адлер»). Это будет первый этап модернизации.
   На втором этапе (июнь 2013-го — апрель 2014 года) предстоит завершить изменение маршрутной сети в соответствии с новыми дорожными условиями (реконструкция уличной сети города), обеспечить работу электропоездов и усилить работу транспорта общего пользования на период проведения Игр. Что же касается третьего этапа (постолимпийского), то к тому времени в качестве основного элемента городской транспортной системы предлагается использовать электропоезда.
   — Что же получается: поезда заменят автобусы?
   — Конечно, не совсем, но во многом — да. Судите сами. Общая протяженность железнодорожной линии Туапсе — Адлер составляет 103 км, из которых 88,5 км проходят по Черноморскому побережью. Дорога является однопутной и имеет более 45 км двухпутных вставок. Проектом усиления инфраструктуры в прошлом году было введено в эксплуатацию 30,3 км вторых путей без реконструкции и строительства мостов и тоннелей. Только это позволило увеличить пропускную способность линии с 54 пар поездов в 2008 году до 70 пар — в прошлом. Реализация проекта позволит перевезти в 2009-2013 годах по железной дороге 44,1 млн тонн грузов для олимпийского строительства и для обеспечения Сочи — 20,5 млн тонн.
   Что касается пассажиров, то только ООО «Аэроэкспресс» готово обеспечить интермодальные перевозки 60 процентов гостей Олимпиады по железнодорожной линии от сочинского вокзала до аэропорта, или более 86 тыс. человек в сутки. В феврале с.г. было запущено движение аэроэкспресса по графику 4 раза в день из Сочи и аэропорта. В дальнейшем частота движения будет увеличена.
   Продолжает работу и созданная в Краснодарском крае новая компания ОАО «Кубань — Экспресс — Пригород», осуществляющая пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. На сегодняшний день рассматривается вопрос изменения графика движения электропоездов по маршруту Адлер-Сочи-Лазаревское-Туапсе и обратно с целью более удобного по времени прибытия пассажиров в центральную часть города.
   — Соответственно, перестраиваются и железнодорожные станции…
   — Безусловно. Реконструкция пассажирских терминалов железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста и Хоста ведется с целью их адаптации для использования лицами с ограниченными физическими возможностями. Ввод объектов в эксплуатацию — третий квартал с.г. Продолжатся реконструкция и строительство вокзалов в Адлере, Хосте, Сочи, а также реконструкция 23 железнодорожных платформ.
   — Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — «Альпика-Сервис», наверное, самый сложный инфраструктурный олимпийский объект?
    — Да, эта магистраль обеспечит доставку зрителей и участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности. Пропускная способность по железной дороге составит до 8,5 тыс. пассажиров в час и по автомобильной — до 11,5 тыс. в час. В рамках проекта будет построено 48 км электрифицированной однопутной железной дороги с двухпутными вставками и двумя новыми станциями Эстосадок и «Альпика-Сервис» и 46,5 км автомобильной дороги с многоуровневой транспортной развязкой и пятью развязками с мостами через реку Мзымта, соединяющими проектируемую автодорогу с действующей.
   Проект предусматривает сооружение шести тоннельных комплексов общей длиной 26,5 км, 35 км мостов и эстакад и пяти автодорожных развязок. Плановое окончание строительно-монтажных работ — четвертый квартал нынешнего года, ввод объекта в эксплуатацию по плану-графику — второй квартал будущего года.
   — Что вы можете сказать о воздушном сообщении? Все-таки, оно — одна из важнейших составляющих транспортной инфраструктуры олимпийской столицы.
   — В сентябре 2010 года было введено в эксплуатацию 38 объектов, входящих в состав аэровокзального комплекса ОАО «Международный аэропорт Сочи». Все они соответствуют международным стандартам обслуживания пассажиров, в том числе и лиц с ограниченными возможностями. Руководством ОАО «Международный аэропорт Сочи» закуплено новое оборудование для контейнерной разгрузки багажа пассажиров, а также амбулифт для посадки-высадки пассажиров с ограниченными возможностями (инвалидов-колясочников).
   В настоящее время ведется строительство посадочной галереи, включающей в себя 10 телемостов и 5 телетрапов. Срок сдачи — ноябрь с.г. А в январе будущего года войдет в эксплуатацию и VIP-терминал. На прилегающей к терминалу территории строится дополнительный паркинг.
   Увеличилось количество авиакомпаний и представительств в нашем аэропорту. На сегодняшний день здесь работает 23 представительства 41 авиакомпании. Открыто новое международное воздушное сообщение с Турцией.
   — Сочи — город приморский. Поэтому обойти вниманием морскую транспортную инфраструктуру просто невозможно. Хотя до недавнего времени она, не секрет, была достаточно запущенна. Как ведется ее модернизация?
   — Порт Сочи располагает 15 причалами общей длиной 1450 м и оградительными сооружениями — Северный мол (длина 968 м) и Южный мол (длина 349 м). В целом причальные сооружения находятся в удовлетворительном состоянии, однако уже не отвечают требованиям пассажирских перевозок. Поэтому в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта идет реконструкция порта и его береговой инфраструктуры. Цель — создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок для обеспечения приема крупнотоннажных круизных судов не только в период Олимпиады, но и для дальнейшего развития туризма в городе. В результате реализации проекта порт, наряду с пассажирскими судами местных и дальних (включая международные) линий, будет способен в 2015 году принимать современные круизные суда с общим пассажирооборотом 450 (600-700) тыс. человек, в том числе на местных линиях — 235 (450) тыс. человек, что превышает современный уровень более чем в 3 раза.
   Для разгрузки дорожной сети города с 1 июня прошлого года было открыто регулярное пассажирское сообщение на скоростных катамаранах «Сочи-1» и «Сочи-2» на линиях Сочи-Гагра-Сочи и Сочи-Туапсе-Сочи. Суда вместимостью до 300 человек были приобретены ФГУП «Росморпорт» в качестве достойной альтернативы наземным перевозкам. С начала навигации на линии Сочи-Туапсе-Сочи был перевезен 6871 пассажир, на линии Сочи-Гагра-Сочи — 21414 человек. Кроме того, в прошлом году судоходной компанией «Фирма ЛОГЕР» был построен и введен в эксплуатацию скоростной пассажирский катамаран «МОРСКОЙ ЭКСПРЕСС-1» на 28 посадочных мест. «МОРСКОЙ ЭКСПРЕСС-1» после прохождения ходовых испытаний совершил несколько экскурсионных рейсов из Лазаревского и Лоо в Сочи, а также в портопункт Адлера, показав при этом хорошие ходовые и скоростные качества.
   В ближайшее время «МОРСКОЙ ЭКСПРЕСС-1» начнет совершать регулярные пассажирские рейсы между портопунктами Адлера и Лазаревского с заходом в Сочи и Лоо. Но и это не все. Судоходной компанией «Фирма ЛОГЕР» на верфи ведется досборка «МОРСКОГО-ЭКСПРЕССА-2» и «МОРСКОГО-ЭКСПРЕССА-3» пассажировместимостью уже 36 посадочных мест каждый. Ввод их в эксплуатацию предполагается к маю с.г. Ну и, наконец, в нынешнем году планируется полный ввод в эксплуатацию грузового района порта Сочи в устье реки Мзымта с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга. Будут также реконструированы и введены в эксплуатацию морские терминалы в Имеретинке, Кургородке, Хосте, Мацесте, Дагомысе, Лоо, Лазаревском с созданием береговой инфраструктуры для осуществления морских перевозок. Вот тогда морское такси станет реальной альтернативой автомобильному транспорту.

Беседовал Владимир ЦЕКВАВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT