О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ПРЕВРАТНОСТИ ПУТИ.

   В начале 80-х годов прошлого века после длительных переговоров было принято принципиальное решение: отказаться от прокладки в Сочи троллейбусных линий. Главным аргументом против экологически чистого общественного транспорта стала необходимость вырубки значительного числа деревьев и кустарников вдоль дорог. Цену тогда признали слишком высокой, чтобы платить сочинской зеленью за удобство.

   Прошло время. Город активно, особенно последнее десятилетие, растет и развивается, увеличивается количество личного автотранспорта, растет число жителей Сочи. Требование времени — строить новые дороги, расширять старые. Олимпийские перспективы сделали строительство новых объектов транспортной инфраструктуры неизбежным и, главное, возможным. Олимпиада принесла городу шанс преобразования. Сжатые сроки, огромные объемы работ, требования и контроль международных организаций и престиж России на кону, в конце концов. Но дает ли это право уничтожать зеленый наряд нашего города?
   На сегодняшний день в местный бюджет в качестве компенсации за снос зеленых насаждений только по дублеру Курортного проспекта перечислено порядка 10 млн рублей. Могут ли деньги заменить нам зелень? Нет. Каждое снесенное дерево для города — трагедия, которую невозможно измерить в рублях. Снижение числа зеленых насаждений, в том числе у дорог, бьет по привлекательности Сочи как курорта. Сегодня роль курортной сферы в наполнении бюджета не столь высока — идет строительство, и главные средства в городскую казну поступают от строительных организаций. Но Олимпиада пройдет, а с чем останемся мы? Чем будет привлекать курорт? Бетоном и асфальтом?
   Мною уже не раз отмечалось, что отношение строителей к дорогам нашего города непозволительно потребительское. Просчет организаторов, «забывших» обязать олимпийских строителей восстанавливать городские дороги, разбитые их техникой, дорого обходится нашему городу. Благодаря последовательным выступлениям против такого варварского отношения к городу, уже сейчас есть договоренность с основными застройщиками о ремонте дорог.
   Но у проблемы дорожного варварства есть и еще одна сторона. При строительстве развязок и эстакад в сметах изначально заложено озеленение территории по окончании строительных работ. Только по линии Росавтодора на ближайшие доолимпийские годы запланировано на эти цели 110 млн рублей. Но получим ли мы нормальное курортное озеленение? Похоже, в этом вопросе представления у строителей слишком разнятся с реальными потребностями города.
   В конце марта, во время визита вице-премьера РФ Д. Козака в наш город были открыты, точнее «пущены в рабочем режиме» две развязки: «Адлерское кольцо» и «Стадион».
   Поспешно объявили о том, что на Адлерском кольце выполнены не только строительные работы, но и озеленение. Что мы видим сегодня? Помимо явного изменения первоначального проекта благоустройства этой развязки — существенного уменьшения диаметра олимпийских колец и изменения их ориентации, налицо первые «плоды» озеленения.
   В спешке посаженные растения погибают, хотя при открытии выглядели презентабельно. Еще не наступила летняя жара, а они сохнут. Зато зеленые лохмотья, оставшиеся после гидропосева газонной травы перед открытием развязки, до сих пор служат источником недобрых шуток, что перед визитом Д. Козака «покрасили землю».
   Можно возразить, что «Москва не сразу строилась». Но об этом «озеленении» уже отчитались! Более того, развязка получила высочайшую оценку вице-премьера. «Могу выставить транспортникам оценку «отлично». После снятия всех барьеров удалось решить проблему Адлерского кольца. Это важно накануне курортного сезона, когда стояли многочасовые пробки у самой границы с Абхазией». Это очень страшно, после таких слов в сознании россиян Сочи становится… препятствием на пути к курортам Абхазии.
   Давно введенная в эксплуатацию объездная дорога также выглядит рваной раной на зеленом теле курорта. И здесь тоже «проведены работы по озеленению». Достаточно глянуть на «зеленую зону» образованную закруглением съезда на ул. Транспортную, чтобы, даже не будучи Венчаговым, понять — это катастрофа. «Звезда» из однолетников вокруг столба может сделать честь райцентру, но как такое могло появиться в Сочи?
    «Провели озеленение» в районе Краснодарского кольца. Пальмы чахнут. Большинство растений от падения удерживается лишь жуткого вида палками. Мы стоим на пороге курортного сезона, а вид этих растений ничего, кроме сочувствия и вопроса: зачем нам такая зелень? не вызывает.
   Пресс-служба «олимпийского департамента» отчиталась о посаженных двух тысячах растений на развязке «Стадион» (строит «Краснодаравтодор»).
   Создается впечатление, что к озеленению отношение у строителей бухгалтерское: прикопали, посчитали. Растения, пересаженные на территории, практически лишенной в ходе строительства почвы, страдают и умирают на наших глазах. Но по отчетам все правильно, деньги выделены, саженцы посажены.
   Сочи имеет уже печальный опыт такого «озеленения». В прошлом году завезли из-за рубежа 3,5 тысячи уникальных деревьев, кустарников и цветов. Привезли уникальные и очень дорогие цветочные композиции: медведей, паровозы, корабли. Первыми погибли без надлежащего ухода именно они. Так в прошлом году освоили 300 млн рублей — вспомните эффект и сравните с запланированной суммой озеленения развязок!
   Нельзя возлагать надежды на то, что за восстановлением сочинского зеленого наряда, существенно пострадавшего в ходе олимпийского строительства, проследят международные организации, в том числе МОК. Не проследят. Сочинские Олимпийские игры пройдут зимой, когда после серости красок других российских городов Сочи априори воспринимается как зеленый рай. Так что бить в набат, инициировать проверки расходования выделяемых на озеленение средств, проверять, что высаживается, — задача наша.
   Закончить строительство развязок в кратчайшие сроки — наша общая цель. Программой строительства олимпийских объектов, утвержденной постановлением правительства РФ № 991, предусмотрено строительство девяти автомобильных транспортных развязок. В соответствии с утвержденным ГК «Олимпстрой» планом-графиком реализации мероприятий по подготовке города Сочи к проведению Олимпийских игр 2014 года предусмотрен ввод в эксплуатацию в 2012 году пяти развязок, в 2013 году — еще четырех. Соответственно, Федеральное агентство автомобильного транспорта выступает ответственным исполнителем по пяти объектам, а управление дорог Краснодарского края — по четырем. Мы не должны быть сторонними наблюдателями. Необходимо строго следить за процессом строительства, осуществлять технический контроль, чтобы оно не обернулось для курорта гибелью.

Виктор ТЕПЛЯКОВ, генеральный директор газеты «Наш дом — Сочи», член Общественной палаты,
Teplyakovvictor@gmail.com

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT