О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

СЕЗОН ПРЕДОЛИМПИЙСКИЙ

   Новый год — время планов. Старый новый год — время, когда в Сочи строят планы на грядущий летний сезон, — в нашем городе проходит выставка курортного хозяйства. Участвуют в основном здравницы Юга. Более того, главные участники этого мероприятия, а оно прошло в Сочи уже в 19 раз — сочинские игроки турбизнеса. Из 212 экспонентов более половины сочинских. Еще перед началом выставки организаторы заявили, что на этот раз самое интересное будет проходить не на стендах, а на круглых столах. И действительно, форум «Курорты и туризм 2013» одарил нас целым рядом высказываний не последних в турбизнесе лиц. Причем их цитаты, порой оптимистичные, а порой бравурные, при всей своей парадности дают очень четкую картинку ожиданий на сезон-2013. И ожидания, хоть вслух это и не говорится, довольно тревожные.

   Впрочем, не у всех. Глава Лазаревского района после присвоения району звания «Лучший» откровенно признал: «Везде ремонт, стройки, а у нас — сохранился курорт. Мы лучшие, и это ко многому обязывает. В следующем году мы отработаем не хуже». И логика, и цифры в этом случае — на его стороне. По официальным данным, Лазаревский район минувшим летом принял более 4 млн отдыхающих. И о тенденции перемещения туристов на север (а значит, и туристский вакуум в Центральном и Адлерском районе) наша газета писала еще до пика сезона-2012 в материале «Курорт уходит на север», настолько она была очевидна. Столь же явна география распределения туристов и на сезон грядущий.
   Власти Сочи обещают закончить приводить в порядок город, по крайней мере, его зону международного гостеприимства, к ноябрю 2013 года. «Красить губки», как назвал последний этап подготовки города к Играм мэр А. Пахомов, при гостях было бы допустимо. Однако осталось не только по всему городу асфальт положить, но и огромными участками поменять инженерные сети, и можно с уверенностью констатировать: уборка, даже генеральная, городу не поможет. Нужен ремонт. У Сочи все еще есть время его сделать, но гости курорта если и захотят съездить в олимпийскую столицу в этот период, скорее всего, предпочтут сделать это в режиме экскурсии. Из того же Лазаревского района.
   Турпоток из-за рубежа, видимо, изменится не сильнее, чем это позволяет статистическая погрешность. По словам руководителя управления по курортному делу и туризму администрации Сочи А. Грачева, главной причиной, по которой интуристы слабо ехали в Сочи, было отсутствие достойного номерного фонда. Готовясь к Играм-2014, город этими номерами обзавелся, к самим Играм их будет 22 тысячи. Но вот парадокс: стоило объявить, что отели у нас есть, как директор компании-организатора «Курортов и туризма» Ю. Захарченко с радостью сообщает: «Мы наконец-то избавились от участия в выставке иностранных компаний. Они перебивали клиента». Хотя в принципе понимание необходимости выставки именно как места, где за клиента идет бой, — есть.
   Тот же А. Грачев отметил: «Выставка необходима для ликвидации информационного вакуума, который сегодня существует вокруг Сочи. Выставка — шанс показать город профессионалам».
   Конечно, выгнать с площадки конкурентов — дело благое. Но накануне Олимпиады, когда иностранным компаниям придется, вне зависимости от их и наших предпочтений, направлять турпоток именно в наш город, радость, что не приехали зарубежные контрагенты, выглядит довольно самоуверенно. Ведь нынешняя выставка была последним предолимпийским шансом показать Сочи в таком формате, да еще и на территории самого города. И иностранным туроператорам, скорее всего, было бы интересно хотя бы послушать, что ждет город в околоолимпийские дни.
   Широко известно, что цену проживания в сочинских отелях на время проведения соревнований ограничили жестким потолком. Для «трех звезд» он установлен на уровне 2200 рублей за сутки проживания. Гораздо меньше известно, и стало главной темой бурного круглого стола «Готовность Сочи к проведению Олимпиады и размещение гостей и участников Игр», что еще в сентябре прошлого года американская компания «Jet Set Sports» стала эксклюзивным продавцом туристических пакетов на Олимпиаду-2014.
   Конечно, не только они могут продавать билеты в Сочи и обеспечивать проживание в наших гостиницах. Но только у них есть право вкладывать в этот пакет билеты на спортмероприятия. Остальные могут предложить только питание да размещение. А билеты на спортивные соревнования уже каждый турист должен покупать сам. Билетная программа и ее реализация — тема отдельного разговора. По ожиданиям американской компании-провайдера олимпийских билетов с сочинскими номерами, только пятую часть ее турпакетов приобретут россияне. Остальное — интуристу. Получается, что на период Игр именно наличие купленного дома билета на трибуны станет главным маяком, манящим в Сочи. «Более 70 процентов билетов поступит в свободную продажу для физических лиц», — пообещала на круглом столе руководитель проектов департамента билетной программы Оргкомитета «Сочи 2014» М. Дзюба.
   Заместитель директора департамента пассажирских перевозок АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» В. Бауэр параллельно сообщил, что, возможно, уже с 7 января 2014-го, за месяц до начала Игр, в Сочи будет введена олимпийская транспортная схема. Главные приметы этой схемы: машины с некубанскими номерами автоинспекторы не пустят дальше Джубги. Легковые автомобили сочинцев
   превратятся в «фоновый транспорт», которому в городе будет запрещено движение по специально выделенным «олимпийским» полосам. В горный и прибрежный олимпийские кластеры — только автомобили местных жителей с пропусками на лобовых стеклах. Пока озвученное — только концепция, один из возможных вариантов, хотя все это было бы очень интересно операторам турбизнеса.
   Но олимпийские дела чуть более отдаленны, чем летний пляжный сезон-2013, проблемы которого сегодня встают в полный рост.
   И проблемы есть. Косвенное этому подтверждение — стабильность цен на рынке. У части экспонентов раздаточные материалы были прошлогодние!!! Цены на размещение не растут уже третий сезон подряд, хотя рост тех же коммунальных платежей — дело настолько привычное, что уже и обсуждается вяло. Выросли арендные ставки на землю, поднялись налоги. Размещение на грядущий сезон отельеры обещают по 2100-2300 рублей в сутки с питанием и лечением. Анапа — 1800 и преференции для отдыхающих с детьми. Геленджик — около 2000 рублей. Речь идет о «трех звездах». Не изменилась и цена по путевкам «Открытого Юга», предполагающего недельное пребывание в Сочи с перелетом от Аэрофлота. Для москвичей при расселении в довольно скромной части Курортного городка этот пакет обойдется в сумму около 15 тыс. рублей, как и в прошлом году. При этом цены на перелеты на месте не стоят.
   Заявленная летняя цена размещения невысока, хотя опыт поездок на турецкие-тунисские курорты, на первый взгляд, говорит об обратном. Просто в Сочи традиционно сохраняются санаторные услуги. А эта сфера требует и базу, и квалифицированного (все-таки не тайский массаж предлагаем, а полноценное санаторно-курортное лечение) персонала. Хотя плавный переход в сторону от «советского», в лучшем смысле этого слова, санаторного лечения наметился: в чемпионате по спа-массажу победили люди, оказывающие услуги один — в лаптях и косоворотке, другой — в военной форме. Вот такие изюминки…
   «Лечебно-оздоровительные услуги — единственный сегмент рынка, где мы конкурентоспособны. За рубежом подобные услуги, в общем, дороже и хуже, чем в Сочи или Кавминводах», — на той же выставке заявил вице-президент Российского союза туриндустрии Ю. Барзыкин. Вообще-то он делал доклад о развитии и проблемах внутреннего турпродукта. Риторика Ю. Барзыкина известна давно, и на этот раз своему коньку он не изменил: «Россия тратит на туризм в десять раз меньше денег, чем Европа. Тунис расходует на привлечение гостей, в пересчете на одного человека, больше нас. Когда меня спрашивают, почему сочинский сервис не может конкурировать с турецким, я предлагаю мысленно представить двух бегунов: один бежит налегке, другой — с тяжелым рюкзаком. Тот, кому государство дает преференции, льготы, обгонит того, кто с рюкзаком». Образ довольно яркий. Но на существенные подвижки в этом деле опять-таки рассчитывать не приходится. По большому счету, с момента, когда Сочи был выбран столицей Олимпиады, отношение к городу застыло на позиции: столько говорится об Играх, что реклама будет излишней.
   Однако Ю. Барзыкин доложил и о менее известных в широких кругах течениях и омутах. Уже в конце января Госдума приступит к рассмотрению законопроекта, который позволит исключать курортные территории из категории особо охраняемых земель. Это существенно облегчит процедуру застройки. Прибавляем к этому повышение платежей на землю, а соответственно, и вполне экономически обоснованное желание санаториев избавиться от части земель в пользу… ну хотя бы пары высоток, и можно доставать белые платочки, чтобы махать вслед уходящей из-под курортов базы. «Месседж» доклада был именно таков.
   В этих условиях — а они, к сожалению, очень уверенными темпами переходят из жанра хоррора в жизнь — особые претензии начинают предъявляться к гостиничному обслуживанию. Преподаватель одного из швейцарских колледжей, специализирующихся в сфере гостеприимства, провел лекцию на тему «Как нам принимать туриста». «Хорошо должна быть налажена работа всех сфер гостиницы — начиная от службы приема», — счел необходимым напомнить заморский профессионал сочинским отельерам эту прописную истину и множество других. И при всей банальности, не так уж он неправ. К примеру, в горных поселках, которым после сезона-2013 предстоит стать туристкой меккой, огромная часть номеров занята рабочими. Когда будет разворот от строительного общежития в сторону отелей и насколько успешно он пройдет — неизвестно.
   Пока лишь известно, что обязательную классификацию в Сочи прошли менее 300 отелей, на масштабную модернизацию закрыты 12 процентов номерного фонда, капремонт идет в 10 здравницах, а в 16 — реконструкция, 37 объектов размещения, необходимых для Игр, находятся в стадии строительства.
   Руководитель управления курортного дела А. Грачев, впрочем, глядит в ближайшее будущее довольно оптимистично: «Самым сложным был прошлый год: велось активное строительство. Этот сезон будет лучше».

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT