О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Эволюция торговли — время гигантов

   За последние четыре года совокупная площадь стационарных объектов торговли в Сочи выросла более чем в 3 раза.

   Со времен, когда Торговая галерея была единственной в СССР по-настоящему «торговой улицей», а любимым развлечением горожан и гостей курорта — бег по пересеченной ее магазинами местности, изменилось многое: годы берут свое, особенно если это годы экономической революции. И вот, к середине «нулевых» сложилась парадоксальная ситуация: в Сочи на одну тысячу населения приходится менее 150 кв. метров торговой площади, а это один из самых низких показателей по России. За голову крепко схватились, когда Сочи стал городом проведения Олимпиады-2014. В самом деле: южный базар (а именно в этой фазе развития находилась местная торговля), с его колоритом, запахами и поистине восточными нравами — это прекрасно. Но ведь не в олимпийской столице! Образцовыми торговыми центрами на тот момент были два магазина — один в Адлере, второй в Хосте: в отличие от типичных ларьково-палаточных торговых объектов, они имели собственное здание и эскалаторы. Примерно такой формат и объем сегодня имеют практически все ТЦ, традиционно располагаемые на выходе из метро в Москве, Питере, Казани.

   Места для оборота
   По данным администрации Сочи, в городе на момент подведения итогов 2012 года работало свыше 8 тыс. объектов торговли, общественного питания и услуг. Причем розничный товарооборот за последний год совершил рекорд: перешагнул планку в 100 млрд рублей. Потенциальных покупателей больше не стало. Зато за последние три года выросло число нормальных торговых площадей.
   Первыми сыграла сеть «Магнитов»: ее гипермаркеты открылись на периферии города, в Адлере и Лазаревском. Следом запустилась «Карусель», точнее, ТРЦ «Олимп». С ней в город пришла невиданная доселе услуга: бесплатные автобусы для покупателей. В декабре 2011 последовал ответный шаг «Тандера» — практически в центре города, в шаговой доступности от общественного транспорта, начал работать еще один гипермаркет. Финальный аккорд, пусть и несколько запоздавший относительно ранее озвучиваемых планов — введение в эксплуатацию ТРЦ «МореМолл».
   Сегодня на стадии пуска — многофункциональный «Атриум». Сам факт его строительства городские власти традиционно аргументируют проводимой параллельно реконструкцией Торговой галереи.
   Но насколько востребованы торговые площади? «МореМолл» надеется на 10 млн посетителей в год. Если учесть число постоянных жителей города и даже отдыхающих, надо признать — план довольно дерзок. Но по данным интернет-опроса (возможно, малорепрезентативного, но все равно показательного), 20 процентов опрошенных посещают ТРЦ «МореМолл» раз в неделю, а еще 15 процентов — 2-3 раза в неделю. Кстати, в России, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, всего 20 торговых центров, у которых средний пропускной показатель в выходной день превышает 30 тыс. человек. В Москве таких центров 19.
   Против «Олимпа» играют знаменитые сочинские пробки, хотя владельцы личного транспорта, благодаря новой Объездной дороге, и те, кто оценил удобство бесплатных челленджеров, делают место достаточно оживленным. Свободных торговых площадей здесь, по визуальной оценке, не более 15 процентов. Кстати, именно с «Олимпа» в Сочи началась эпоха массового выхода на рынок брендовых «народных» магазинов. Уже трудно представить, но до него число fashion-ритейлеров, имеющих в Сочи собственные представительства или работающих по франчайзинговым соглашениям, не превышало полутора десятков, а упор делался на косметику и довольно дорогую одежду, обувь, галантерею. Недорогие марки выбирали плацдармом для выхода на сочинский рынок площади ЦУМа и «Александрии» — многофункционального комплекса у рынка.
   Тогда, согласно данным исследовательской группы Gfk (приведены в Интернете), порядка 43 процентов жителей Сочи были склонны ездить за покупками, в первую очередь, за одеждой и предметами интерьера — в Москву и Краснодар. Это было обусловлено как товарным предложением, так и уровнем сервиса.
   Нынешние исследования показывают, что основной поток посетителей сочинских торгово-развлекательных центров в выходные дни составляют жители нецентральной части города, а вот будние дни практически целиком закрываются жителями Центрального района. Впрочем, в субботнем пике покупательской активности их семейный выход за покупками также вносит свою лепту.
   Развитие рынка торговых площадей в Сочи выглядит довольно оптимистично, хотя открытий масштаба уже работающих ТРЦ не предвидится. В Адлерском районе готовится к вводу в эксплуатацию культурно-развлекательный комплекс «Мандарин» площадью 15 тыс. кв. метров (для сравнения: «МореМолл» — 170 тыс. кв. метров). Строится вторая очередь многофункционального ТРЦ «Новый Век», столь любимого жителями Адлера. Ведется активное строительство нового современного рынка с многоярусной парковкой на ул. Московской.

   Как закалялась торговля
   Развитие крупных торговых образований серьезно повлияло на местные рынки — в значении «базары». Матерью всей свободной торговли в городе можно считать подзабываемые «Чайку» и «Ярмарку Универмаг», где можно было купить все, от булавки до сыра с плесенью. Но десять лет назад в Сочи развернулась настоящая эволюционная борьба, правда, с сильными политическими факторами. Реальные хозяева «Ярмарки Универмаг» занимали такие кресла, что снести палаточное безобразие в центре города удалось только, когда придавило «олимпийской необходимостью».
   Остатки торгующих, вместе с теми, кто работал в пластиковых павильонах второго и четвертого блока ТГ и на «железном рынке», переселили на небольшие и слабопроходимые (покупательский поток там был минимален) «Авангард», клочок земли на ул. Горького, напротив бывшего молочного комбината, рынок «Ареда» и небольшой закрытый участок на ул. Войкова.
   Оборот по некоторым видам товаров упал многократно — сыграли роль совместно зашедшие сетевые магазины, обороты которых позволяют держать низкие цены, и практически не пригодное для торговли расположение. К примеру «Ареда» на сегодняшний день пуста почти наполовину, а «Спартак», где также пытались вести бизнес частные предприниматели, торговавшие промышленной группой товаров, так и не смог выйти за пределы сельхознаправленности.

   Массовый разбег
   С начала этого года решение закрываться приняли многие предприниматели. Во-первых, многие ИП ужаснула сама перспектива платить только в пенсионный фонд 35 тыс. рублей в год страховых взносов. Нетрудный подсчет — а предприниматели деньги считать умеют — показывает: это 100 рублей в день! Конечно, многие из закрываемых и снимаемых с налогового учета сегодня предпринимателей — «спящие красавцы», которые деятельность по той или иной причине не вели. Но пенсионный платеж поставил перед раздумьями «а не закрыться ли?» сотни торговавших.
   А в марте закрылся «Авангард», сейчас его ларьки сносят, и что будет на этой земле, пока находящейся в муниципальной собственности, публично еще не озвучивалось, но демонтаж сотни павильонов и капитального здания идет по решению суда. Причем суд признал всю сотню незаконной, а истцом в этом деле выступила администрация города, которая в свое время ратовала именно за переселение торгующих на «Авангард».
   Островом полудикой и мелкой (по своей природе, а не по зарегулированности и частоте проверок всяческими инстанциями) торговли остались сельскохозяйственные ярмарки-привозы. Предпринимателей, которые с понедельника по четверг тихо работают в овощных магазинчиках на районах, а к выходным перебираются на ближайшие привозы, правда, здесь немало. Именно их обилие, подкрепленное наличием на «кубанской» ярмарке вполне турецких помидоров и египетской картошки, послужило причиной резкой, вплоть до обещания закрыть, критики со стороны главы города. «В таком виде ярмарки существовать не должны», — аргументировал А. Пахомов.
   Пока видимых изменений в их работе не произошло: ярмарки работают, и толпы сочинцев по-прежнему устремляются сюда за кубанскими овощами, соленьями, мясом и проч. За яблоки, которые пахнут яблоком, и живых карасей, отловленных огромными сачками из автобочек, деревенские сливки, в которых стоит ложка, равно как и за множество других полюбившихся за свежесть продуктов потребитель очень активно голосует кошельком и ногами. От закрытия привозов сильно бы выиграли продовольственные супермаркеты. Но здесь пока время гигантов еще, к счастью, не пришло.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT