О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Сочи потом

Через полгода наступит долгожданное «после подготовки к Олимпиаде»

   По большому счету, у Сочи и сочинцев уже выработалась привычка жить в состоянии перманентной и очень активной стройки. За последние годы строительство серьезно потеснило в структуре доходов города, казалось бы, незыблемый источник — «туризм», а информационные потоки из Сочи несли вести не столько о том, что здесь все еще можно отдохнуть и даже подлечиться, а об ударной олимпийской всероссийской стройке. Наступит время вступления в наследство, и город начнет жить «на свои»: таких масштабных вливаний в инфраструктуру и экономику города, что увидел Сочи за последние 7 лет, больше не будет.

   «I love Sochi»
   Вступать в наследство и приспосабливаться с ним жить город принялся уже сейчас. Мораторий на строительство неолимпийских объектов хоть и не стал тотальным, но даже в усеченном виде серьезно подкорректировал городской бюджет: на поступление налогов и отчислений из этого источника на второе полугодие нынешнего года администрацией Сочи запланировано резкое падение. К тому же в стадию завершения входит строительство по всей олимпийской программе. Это ожидаемое явление, и само по себе оно не способно напугать городских экономистов. Но оно — частный случай общего падения экономических показателей Сочи, ожидаемого уже на следующий год. Доходная часть бюджета Сочи на нынешний год, по официальным данным, составляет 15 млрд рублей, на следующий год Сочи придется жить на 9 млрд рублей, и на 2015 год доходы в казну перспективным планом предусматриваются в размере 8,3 млрд.
   Снизятся и городские обязательства: практически завершатся все программы, в которых Сочи должен был участвовать на правах софинансирования с краевым бюджетом и федеральными денежными потоками. Но все-таки падение доходов более чем на треть — это критично.
   Сочи не оригинален в своих проблемах. Депрессивность регионов — после того как на олимпийские дворцы вешаются замки — явление частое. В Сочи, возможно, даже удастся сделать обслуживание объектов олимпийских парков самоокупаемым. Но для того, чтобы было понятно, «куда жить» городу после Игр, департаментом экономики и прогнозирования Сочи предпринимаются попытки создания реально отражающего жизнь индикативного плана развития города, а заодно и концепции постолимпийского развития.
   Прогнозы — дело довольно сложное, тем более на подходах к точкам бифуркации. Но в индикативных планах, ранее озвучивавшихся администрацией, есть пункт, каждый раз заставляющий задумываться о репрезентативности всего исследования: безработица в Сочи все время оценивается как «самая низкая по краю», и ее показатель колеблется в области десятых долей процента. На сегодняшний день официальная безработица Сочи — 0,2 процента. Недостаточная искренность в определении основных экономических показателей — а занятость населения именно основополагающий момент — способна все планы превращать в стопки бумаг.
   Но пока концепция устойчивого постолимпийского развития сегодня находится в стадии разработки, и есть шанс внести коррективы, хотя бы признавая проблемы. Идея таких программ — тоже не ноу-хау Сочи. После Олимпиады в Лейк-Плэсиде (штат Нью-Йорк) штату пришлось разрабатывать программу «I love NY», предусматривающую и создание дополнительных рабочих мест, и программу выезда с мест олимпийского строительства избыточного экономически активного населения, и череду мер по восстановлению Андирондакского национального парка. Что будет в программе Сочи — нам еще предстоит увидеть.
   Депутаты городской Думы настаивают, что необходимо возвращаться к курортным корням, благо к Играм в Сочи создана современная гостиничная инфраструктура. Профессионалы туристского бизнеса считают, что нас спасет конгрессный туризм, а глава города А. Пахомов неоднократно подчеркивал, что для нормальной жизни Сочи в будущем нам необходимы «события». После «Формулы-1» и Чемпионата мира по футболу Сочи претендует на Универсиаду (не следующую, а через одну), подана заявка на Всемирные хоровые игры, и мы вполне можем принять сотни событий масштабом скромнее. Городским властям эти «события» намного интереснее развития курортной сферы: вместе с большими мероприятиями в Сочи федеральный центр неизбежно должен будет вливать и соответствующие масштабу средства.
   Но это в будущем, а уже сегодня показательные примеры того, «как это будет», с довольно внятными причинами «почему будет именно так» нам демонстрирует коммунальное хозяйство города.

   Как в капле
   Это не демарш, а все-таки нормальное экономическое мышление. Административные меры к сочинскому Водоканалу еще будут применены наверняка, но ООО «СочиВодоканал» удалось не взять на баланс и обслуживание целый ряд олимпийских объектов.
    Теперь трудно предсказать судьбу генерального директора предприятия, который громогласно признал: то, что построили, принимать ему никак нельзя. По словам Сергея Энтина, очистные сооружения в Адлере, Красной Поляне и Бзугу, водозаборы на реках Бешенка и Псоу, водозабор «Эстосадок-Мзымта» переданы муниципалитету с серьезными недоделками. Например, снабжение газом и электричеством осуществляется по временной схеме, нет глубоководного впуска на одном из очистных сооружений, есть вопросы по оборудованию лабораторий, и под вопросом ситуация с утилизацией отходов.
   По расчетам СочиВодоканала, эксплуатационные расходы новые объекты требуют в размере от полутора до трех планируемых выручек (не дохода, а именно суммарной выручки) компании за год. Сооружения — а речь идет в основном об объектах горного и прибрежного олимпийских кластеров, созданы с огромным, воистину олимпийским запасом.
   Наверняка переговоры ООО «СочиВодоканал» были наполнены торгом, и при гарантиях компенсировать затраты, понесенные на такие нужные, но такие огромные объекты, частник с великой радостью взялся бы за них. Но вопрос компенсаций не был решен, и ООО «СочиВодоканал» предпочло обострить отношения с властями города и края, но на разорение не пойти.
   В итоге на прошлой неделе была экстренно созвана внеочередная сессия Городского Собрания, на которой решено передавать в эксплуатацию три «спорных» объекта — очистные в Адлере и Красной Поляне и Мзымтинский водозабор другой организации. Председатель Городского Собрания Сочи это решение прокомментировал просто: «Нас не устраивает, что одно предприятие не захотело брать все объекты, а решило взять их выборочно, только те, которые их устраивают. Которые более выгодны экономически. Нас — край и город — это не устраивает. Объекты должны находиться в одних руках и эксплуатироваться по одной, четко установленной схеме».
   По мнению специалистов администрации города, ООО «СочиВодоканал» преувеличивает размер эксплуатационных расходов: по их мнению, на эксплуатацию будет достаточно от 500 млн до 1 млрд рублей в год, и есть данные, что администрация Сочи готова рассматривать не компенсации, а предоставление налоговых льгот и «оптимизацию» амортизационных выплат.
   В общем, в администрации Краснодарского края было принято решение сделать эксплуатирующей организацией олимпийских объектов водопроводно-канализационного хозяйства Сочи ГУП «Курганинский групповой водовод».
   То есть в город заходит государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Курганинский водопровод» — не самое успешное предприятие отрасли. По данным самого предприятия, опубликованным в отчете за 2012 год, при чистой прибыли за 2012 год в 11 млн рублей, кредиторская задолженность составила 110 млн рублей, а почти 40 процентов труб водопроводов и канализации признаны аварийными.
   Так что пока не ясно, кто же заплатит за эксплуатацию — хоть 1 млрд, хоть 7,5 млрд рублей в год, и неизвестно, кто первым осмелится озвучить идею внести эти расходы в стоимость воды для абонентов Сочи. Тем более, для того чтобы эти объекты кому-то передать, их надо еще запустить.
   На пуско-наладочные работы из краевого и местного бюджета (по 50 процентов) направляется 426 млн рублей. «Документы и соглашения будут подписаны в ближайшее время», — заверил первый заместитель главы города В. Филонов.
   Аналогичные проблемы — за минусом «ручного ввода в эксплуатацию» — нам рисует и перспектива постолимпийской передачи спортивных сооружений.

   Учтите спортчасть
   Программа постолимпийского использования олимпийских объектов утверждена вице-премьером Д. Козаком. Согласно ей, после Игр Сочи станет крупнейшим тренировочным центром страны: почти все спортивные объекты получает Минспорт. Ежегодные затраты министерства могут составить 2,5-4 млрд рублей. «Фишт», скорее всего, отдадут Краснодарскому краю, но спортивно-зрелищный профиль останется: предполагается, что на этой площадке будет ЧМ по футболу 2018 года. Конькобежный центр, возможно, станет выставочным (планируется передача Краснодарскому краю), медиацентр и медиадеревни станут гостиницами и квартирами.
   Но уже сейчас инвестиции в олимпийские проекты можно считать «имиджевыми», причем строились они в основном за деньги, занятые у ВЭБа, и, по большому счету, некоторые инвесторы, не вышедшие за время строительства из проекта, надеются, что государство им поможет.
   Коммунальную и инженерную инфраструктуру, строившуюся за федеральные и краевые деньги, передадут на баланс администрации Сочи. Дублер Курортного проспекта останется у Росавтодора, но город получит на баланс и обслуживание некоторые из новых дорог и развязок. До конца этого года администрации Сочи предстоит освоить миллиард рублей на внутригородские дороги, и возможно выделение еще одного миллиарда из краевых средств на эти же цели. Остается надеяться, что скорость не скажется на качестве, а стоимость обслуживания новых и отремонтированных старых дорог — важных, безусловно, и ставших возможными исключительно благодаря олимпийскому проекту — не раздавит местный бюджет.
   Интересно будет понаблюдать, как скажется на жизни страны постолимпийская судьба совмещенной дороги. По данным РЖД, бюджет строительства дороги к олимпийским объектам составил 185,3 млрд рублей. Компания получила эти средства из федерального бюджета через допэмиссию, а данные о стоимости разместила в меморандуме по размещению облигаций РЖД. Теперь РЖД предлагает государству компенсировать расходы РЖД за счет дополнительной индексации тарифов на перевозку по железной дороге. Заодно железнодорожники подсчитали, что расходы на содержание только автодорожной части совмещенной трассы составят более 87 млрд рублей.
   Но Сочи подходит к окончанию предолимпийской гонки с внутренними проблемами. Причем с частью из них он в этом марафоне стартовал. По-прежнему в некоторых селах Сочи привозная вода, газификация населенных пунктов дошла до ШРП, да для большинства потенциальных абонентов тем и кончилась. Мы остаемся с широко разрекламированным «нолем отходов», обернувшимся 97-процентным вывозом мусора в Белореченск, и предбанкротным состоянием САХа, погрязшего в долгах перед мусороперерабатывающим заводом. По реконструкции инженерных сетей города — жирные вопросы. И уже трудно представить, что кто-то извне всерьез возьмется за решение наших проблем.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT